Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Высшее образование
в лучших традициях России!
logo-slider













Отечественная филология

45.03.01 Филология

Профиль: Отечественная филология (русский язык и литература), 
включая модуль «Русский язык как иностранный»

Бакалавриат
Очная и заочная формы обучения
с присвоением квалификации «академический бакалавр»

Общая характеристика образовательной программы

Цель обучения по образовательной программе бакалавриата (профиль «Отечественная филология» – формирование у выпускника системы общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обеспечивающих ему успешную профессиональную деятельность в быстро меняющихся условиях.

Система профильной подготовки по направлению «Филология» позволяет комплексно сочетать фундаментальную подготовку в области филологии, межличностной и межкультурной коммуникации, православной религии и культуры с обучением нескольким иностранным языкам, современной методике преподавания литературы и русского языка (в том числе и русского языка как иностранного), выработкой практических навыков по экспертному оцениванию, редактированию, корректуре и созданию разных типов текстов (печатной и рекламной продукции, научных, деловых, литературных и др. текстов). В этом состоит «содержательное ядро» современного филологического образования, и именно это позволяет сформировать в выпускнике филологического направления подготовки, в отличие от историков, журналистов и лингвистов, способность к реализации различных видов деятельности одновременно. Кроме того, тесное сотрудничество профессорско-преподавательского состава с работодателями позволяет сформировать необходимые для различных сфер деятельности компетенции, что значительно расширяет профессиональное поле современного филолога.

 

Виды профессиональной деятельности

  • педагогическая,
  • научно-исследовательская,
  • прикладная.

Объекты профессиональной деятельности

  • языки в их теоретическом и практическом, синхронном, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах;
  • художественная литература и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах;
  • различные типы текстов – письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов);
  • устная, письменная и виртуальная коммуникация.

Профессиональные перспективы выпускника

Профессиональная профильная подготовка бакалавра по направлению «Филология» предполагает высокую универсальность практического специалиста, который востребован в различных областях на рынке труда в качестве:

  • преподавателя русского языка и литературы;
  • преподавателя русского языка как иностранного;
  • корректора;
  • литературного редактора, литературного критика, литературного консультанта;
  • документоведа, секретаря-референта;
  • пресс-секретаря;
  • куратора литературных мероприятий, в частности, выставок;
  • гувернёра-домашнего воспитателя,
  • специалиста, профессионально владеющего словом и порождением текстов, следовательно, обеспечивающего те смежные виды деятельности, которые нуждаются в их словесном и текстовом выражении, и др.

Сферы трудоустройства

  • учреждения образования, культуры и науки всех уровней и типов;
  • СМИ (печать, радио, телевидение),
  • издательства,
  • рекламные агентства,
  • государственные и частные предприятия,
  • новые направления деятельности, которые требуют профессиональных навыков работы со словом и текстами разных типов.

Профессионально важные качества личности

  • гибкость и системность мышления,
  • нацеленность на результат,
  • инициативность,
  • обучаемость в течение всей жизни,
  • умение принимать позицию других людей,
  • уверенность в себе,
  • ответственность при принятии решений,
  • адаптивность,
  • аккуратность,
  • дисциплинированность,
  • доброжелательность,
  • коммуникабельность,
  • стрессоустойчивость,
  • критичность в восприятии мира,
  • стремление организовать вокруг себя наилучшим образом профессиональную и общественную среду.

 

Образовательная программа включает дисциплины:

  • теория и история отечественной и мировой литературы,
  • теория и история русского языка,
  • актуальные проблемы современной литературы и русского языка,
  • методика преподавания русского языка и литературы,
  • технологи и методики обучения русскому языку как иностранному/русскому языку как неродному,
  • классические языки (латинский, древнегреческий),
  • славянские языки (чешский, польский),
  • иностранные языки (английский, немецкий/французский),
  • риторика,
  • документная лингвистика,
  • теория текста и литературное редактирование,
  • коммуникативная лингвистика и коммуникативный тренинг,
  • лингвострановедение,
  • практикум по литературному редактированию,
  • дисциплины теологического модуля (церковно-славянский язык, история религий, православная педагогика, христианская письменность, христианская этика и социальное учение, методика преподавания основ религиозной культуры и светской этики, а также Священное писание Ветхого Завета, Священное писание Нового Завета).

Карьерный рост

Выпускники по профилю «Отечественная филология (включая модуль «Русский язык как иностранный»), овладевая фундаментальными знаниями в области филологии, теории и методики преподавания литературы, русского языка и русского языка как иностранного, приобретая основательные языковые и коммуникативные практические навыки и умения по работе с различными типами текстов, получают конкурентные преимущества перед выпускниками специализированных вузов и успешно работают не только в образовательных учреждениях (включая преподавание основ православной культуры, русского языка иностранным гражданам в России и за рубежом), но и в сфере масс-медиа, рекламы, управления, издательской деятельности и банковского дела (редактирование и подготовка различной документации). Более того, шансы филологов на успешную карьеру и высокий уровень доходов оказывается выше, чем у выпускников специализированных вузов.

Условия поступления: результаты ЕГЭ по литературе, русскому языку и обществознанию.

Выпускник-бакалавр может продолжить образование в магистратуре (по профильным или смежным магистерским программам) и далее – в аспирантуре.

Академические и профессиональные партнеры

  • Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (кафедра стилистики и русского языка факультета журналистики);
  • Санкт-Петербургский государственный университет (кафедра речевой коммуникации факультета журналистики);
  • Пермский государственный национально-исследовательский университет (кафедра стилистики и русского языка);
  • Саратовский государственный университет (кафедра стилистики);
  • Алтайский государственный университет (кафедра современного русского языка и речевой коммуникации, Ассоциация лингвистов-экспертов и преподавателей);
  • Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС, г.Москва).


Венгранович Марина Александровна,

заведующий кафедрой,

доктор филологических наук, доцент,

аккредитованный член Гильдии лингвистов-экспертов  по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС, г.Москва), член методического совета ГЛЭДИС




Мартынова Татьяна Ивановна,

кандидат филологических наук, доцент










Лысова Ольга Юрьевна

Лысова Ольга Юрьевна

Преподаватель







Ильин Александр Анатольевич

Ильин Александр Анатольевич

Преподаватель