Житие Святителя Алексия, митрополита Московского
Будущий митрополит и чудотворец Алексий ( в миру - Елевферий Фёдорович Бяконт) родился в Москве, в семье боярина Федора и его жены Марии. С раннего детства он получил блестящее как богословское, так и светское образование, уже к юности владел несколькими языками и стал одним из самых выдающихся ученых умов для своего времени. Однако, несмотря на незаурядный ум и прекрасные возможности, карьера в миру его совершенно не прельщала. Подобно другому выдающемуся святому подвижнику, Сергию Радонежскому, Алексий с детских лет тянулся к монашескому кресту. Предание гласит, что однажды, нечаянно заснув на ловле птиц силками, он услышал голос, называющий его монашеским именем и предвещающий стать «ловцом человеков».
В 19 лет Алексий принял монашеский постриг, и примерно до 40 вел совершенно незаметную, но духовно насыщенную монашескую жизнь. Именно в этот период он в совершенстве выучил греческий язык, с которым познакомился еще в юности. Нельзя не отметить, что в те годы именно монастыри являлись центрами не только духовного просвещения, но и образования. Московский Богоявленский монастырь был его первым университетом. Здесь находились истоки русского просвещения. В обширной библиотеке ученые монахи писали и переводили на русский язык с греческого и латыни не только богословские сочинения, но и труды по истории, математике, архитектуре, географии, военной организации государств и народов.
У монахов-греков и переводчиков Алексий учился языкам, читал и переводил труды европейских ученых самых разных отраслей знаний. Он познакомился с военным делом, узнал о товарообороте и торговых путях в Европу, Иран, Китай. Познавая древнее Римское Право и судопроизводство западных стран, он размышлял о «Русской Правде» князя Ярослава и русском «правеже», Церковном Уставе и отделении церковного суда от княжеского.
Свои размышления он изложил на бумаге, что дало право называть его писателем. Бесценным памятником митрополиту Алексию служат его литературные труды, сохранившиеся до наших дней. Собственноручно написанное, переведенное им с греческого языка Евангелие было издано в 100 экземплярах фотокопий в 1892 году, а «Окружное послание к пастве» и «Послание к Христианам Новгородской области» издавались в 1849 и в 1861 годах. В 1779 году митрополитом Платоном была найдена писанная на пергаменте рукой Святого Алексия его Духовная.
Однако монах был слишком заметной и неординарной для своего времени личностью, чтобы долго оставаться в монастырской тиши. По инициативе великого князя Симеона Иоанновича Гордого Алексий был фактически призван в Москву на государственную службу. Его несомненные таланты дипломата, ученого и лингвиста, а впоследствии-открывшийся дар чудотворца-сослужили огромную службу Руси и не раз спасали Московское княжество, лежавшее под татаро-монгольским игом, от полного уничтожения.
Об огромном авторитете святителя в миру свидетельствует только один эпизод из его жития. Однажды, в интересах церковно-государственных дел, Алексий отправился в Константинополь. По дороге он получил в Орде проезжую грамоту (ярлык) от Тайдулы, жены хана Узбека: сей грамотой свита, обоз и имущество святителя защищались от всех возможных посягательств, «коли к Царьграду пойдет». В столице Византии Святитель Алексий провел около года. Настольная грамота Патриарха Филофея новому митрополиту датируется 30 июня 1354 года. Согласно ей, Святитель Алексий, не будучи греком, возводился в сан митрополита в виде исключения, за его добродетельную жизнь и духовные достоинства.
Миссия в Орде
Как гласят древнерусские летописи, в августе 1357 года по приглашению ханши Тайдулы святитель Алексий ездил в Орду и исцелил её от глазной болезни. Сохранился ярлык, данный в ноябре этого года Тайдулой святителю Алексию, традиционный по содержанию: согласно ему, Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. По позднему преданию (не получившему однозначного подтверждения при археологических раскопках), кроме ярлыка в благодарность за исцеление Тайдулы Святитель Алексий получил также земельный участок в Московском Кремле, занятый ордынским подворьем (или ханскими конюшнями).
После внезапного исцеления Тайдулы Алексий освобождается из тюрьмы и покидает Орду с чувством огромного облегчения.
Митрополит Алексий - Небесный покровитель Самарского края.
На долгом пути в Орду летом 1357 года, спускаясь на судах вниз по Волге, митрополит неоднократно выходил на берег и не только отдыхал и осматривал окрестности, но и уточнял у кочевников место пребывания столицы Золотой Орды, нередко кочующей по Самарскому Заволжью. Одним из таких излюбленных мест остановок ханов было цветущее Уртюпе, получившее свое название от имени круглой, горы Уру-Тюпя, одиноко возвышающейся в окружении рек Сок, Волга и Курума (ныне - Царев курган). Но хана здесь не оказалось. Поэтому после короткой остановки у родников, испив воды и получив необходимые сведения от гонца Сарайского епископа Иоанна, митрополит благословил дальнейший путь.
Существует поволжское предание, что Святой Алексий навестил православного отшельника (его имя не сохранилось), проживавшего на берегу некогда существовавшего небольшого озера, где впоследствии возникнет городская площадь, названная именем Алексия. Обозрев окрестности, в беседе с пустынником, Святитель предрек возникновение здесь русского города со славной судьбой: «Здесь встанет город многолюден и хлебом обилен, в нем просияет великое благочестие».
Тогда же Алексий побывал у русских речников, обслуживающих пристань Самар в устье реки Самары. Пребывание Алексия на месте будущей Самары, для которой с тех, давних пор Святитель и стал небесным покровителем.
Перед своей блаженной кончиной в 1378 году Святитель Алексий Московский, завещал положить тело его в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем Храма, не желая, по смирению своему, быть похороненным в Храме. Но благочестивый великий князь Димитрий Иванович Донской (1363 — 1389), глубоко почитавший великого Святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в Церкви, близ алтаря.
Святитель Алексий объединил в себе чрезвычайно разносторонние таланты-священника, богослова, лингвиста, дипломата, чудотворца. Его житие стало, без преувеличения, православным маяком - не только для современников, но и для последующих поколений. Сегодня митрополит Алексий Небесный Покровитель Самары и Патриархов Московских: Алексия I и Алексия II. В церковных текстах он именуется митрополитом Московским и всея России чудотворцем.
В Тольятти помнят и почитают Святителя Алексия. В нашем городе открыт Поволжский православный институт имени Святителя Алексия, митрополита Московского. Это уникальное учебное заведение не только для нашего города и Самарского региона, но и для всей страны. Прекрасный архитектурный ансамбль, выдержанный в высоких традициях древнерусского зодчества, стал настоящим украшением города. Здесь сочетаются важнейшие составляющие человека — образование и вера. Это третий вуз такого рода в России.
В честь Святителя Алексия, митрополита Московского в Тольятти также есть Колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин - среднее учебное заведение профессионального образования с компонентом православного воспитания, который носит государственный статус. Подобного рода учебных заведений в России нет.