В фильме дается слово не только педагогам и психологам, но и самим ребятам. Мы слышим их истории и понимаем, что они самые обычные подростки – слабые, подверженные влиянию своего окружения и остро нуждающиеся в поддержке.
Участники семинара отметили проблему агрессии в школьной среде и предложили меры профилактики девиантных проявлений и реабилитации детей, попавших под девиацию. На обсуждение была выдвинута тема, как реагировать и что делать в сложной жизненной ситуации. Ребята выделили важность взаимоподдержки и доверия между близкими людьми.
Также был проанализирован фильм "Дом" 2016 года о подростковой преступности. Короткометражный документальный фильм повествует о том, какая мера наказания применяется к несовершеннолетним преступникам – их отправляют в Центр временного содержания малолетних правонарушителей (ЦВСМП). Герой фильма Женя Шаховский, замкнутый и неразговорчивый мальчик – один из недавних выпускников этого центра.
В картине сотрудники ЦВСМП объясняют феномен девиантного поведения подростков: недостаток родительской любви, несоответствующие счастливому детству условия жизни… Все это мы и видим на примере Жени. У мальчика пять братьев и сестер, их всех воспитывает грубоватая и вечно занятая мама, и назвать их дом уютным сложно. Женщина уверена, что центр стал хорошим местом перевоспитания для сына. Мальчик же считает: центр был для него домом. И, возможно, именно в этом трагедия Жени и других подростков, лишенных родительского тепла.
Участники мероприятия выделили следующие причины девиации подростков: неблагоприятная атмосфера в семье, недостаток внимания и любви со стороны родителей, "плохая" компания с негативными установками и отсутствие моральных сил для преодоления трудностей. В качестве мер профилактики может выступать внимание к эмоциональному фону ребёнка и возможности увидеть красоту жизни, её белые полосы, а не только отрицательные черты.
Психика человека устроена таким образом, что действия, увиденное многократно в фильмах, играх и т.д., воспринимаются как нормальные. Зачастую негативные установки рождаются вследствие теории социального научения. Для корректирования поведения детей взрослые должны стремиться воспроизводить положительные ситуации.
В конце семинара участникам была предоставлена возможность письменно порассуждать на вопрос ''то меня поддерживает в трудной жизненной ситуации?" и творчески оформить ответ.
Таким образом, мы, как педагоги и настоящие люди, призваны быть внимательными к детям, обращать внимание на девиантные проявления на начальном этапе и помогать подросткам справиться с жизненными ситуациями.
Текст и фото: Глория Ефимована, направление подготовки "Зарубежная филология"