Ректор » 2018 » Декабрь » 17 »
14:59
Встреча на Волге: уникальное свидетельство о советско-итальянских отношениях периода строительства АВТОВАЗа.

Встреча на Волге: уникальное свидетельство о советско-итальянских отношениях периода строительства АВТОВАЗа.

 

История города Тольятти (Ставрополь-на Волге) периода создания Волжского автомобильного завода (1966-1971 годы) – уникальная страница в истории отношений России и Италии, когда на гигантской строительной площадке площадью более 600 гектар скрестились судьбы сотен тысяч граждан Советского Союза и почти двух тысяч инженеров и рабочих итальянской республики, приехавших в далекую и неведомую им страну создавать крупнейший в СССР, да и в Европе, автомобильный завод, призванный выпускать почти 700 тысяч легковых автомобилей в год.

Немало книг написано о том ярком периоде, об энтузиазме, охватившем людей, выполнявших амбициозную задачу, о колоссальном напряжении сил, которое требовалось от создателей автозавода, о масштабных сдвигах всей страны, сочувственно следившей за «героической стройкой» на Волге, наконец, об особом «вазовском характере», сформировавшемся в те годы, о котором лучше всего сказал легендарный первый генеральный директор ВАЗа Виктор Николаевич Поляков: «Нужен напряженный труд... Любой медленный вялый труд рождает слабых людей. От суровых, тяжелых условий вырабатываются сильные характеры, появляются сильные люди».

И все же думается, что опубликованная недавно Поволжским православным институтом имени святителя Алексия Московского книга «Время и судьба. Неизвестные страницы истории»[1], занимает особенное и, не побоимся этого утверждения, уникальное место среди сотен изданий, повествующих о легендарном для АВТОВАЗа и Тольятти времени. Потому что ее автор – священник Римско-католической церкви дон Галассо Андреоли (1929-2005), оказавшийся в Тольятти в самом конце 1969 года и проживший в нем до 1973 года.

Изданная Православным институтом книга состоит из нескольких частей. Во-первых, это перевод «Дневника» дона Галассо 1969 - 1973 годов и более позднего очерка «Какой я увидел Россию Брежнева». В качестве приложения к ней опубликованы несколько весьма интересных материалов, позволяющих более полно воспринять личность дона Галассо - его мировоззрение, направления служения, круг общения: это статья «Его самая главная победа» (1998 год), в которой дон Галассо рассказывает о своей дружбе с легендой мирового автомобилестроения и автоспорта Энцо Феррари, у которого он принял последнюю исповедь; выдержки из его книги «Апостол, принявший приглашение Иисуса: «Идите!..» (2003 год), посвященной дону Антонио Савино - создателю сообщества рабочих капелланов ONARMO, в котором проходили духовное становление и пастырская деятельность самого дона Галассо; проповедь дона Галассо, сказанная в связи с кончиной Папы Иоанна Павла II (2005 год); слово монсиньора Дж. Верукки, почетного архиепископа города Равенны, посвященное 10-летию со дня ухода из жизни самого дона Галассо (2015 год). Во-вторых, это воспоминания «Как молоды мы были...» Е.В. Юхнович, которая, с 1969 года работала с итальянскими фирмами на площадке строящегося автозавода в качестве переводчицы, была лично знакома с доном Галассо и поддерживала с ним отношения вплоть до его кончины.

Скажем несколько слов о самом доне Галассо и о причине его появления на берегах Волги.

С самого начала строительства АВТОВАЗа в Тольятти стало приезжать много иностранцев. Для закрытой «железным занавесом» страны, олицетворявшей победу мирового социализма, присутствие в городе большого количества специалистов из государств капиталистического лагеря было ситуацией, вызывавшей у властей немалую озабоченность. Но необходимость заимствования передовых технологий вынудила советское руководство пойти на этот шаг.

15 августа 1966 года в Москве министр автомобильной промышленности СССР А.М. Тарасов и президент FIAT Дж. Аньелли подписали контракт по созданию автозавода в Тольятти. Итальянский автоконцерн обязался организовать в СССР полный производственный цикл по сборке автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули», прототипом которого стал FIAT 124 - одна из самых успешных и массовых конструкций в истории мирового автомобилестроения, которую сам итальянский автогигант производил вплоть до 1982 года.

Задача, стоявшая перед советским автопромом, была колоссальна: «копейка» должна была стать машиной, собранной почти полностью из локализованных комплектующих, а для этого нужно было практически с чистого листа создать всю технологическую цепочку, достигнув на тольяттинской площадке невиданной до того концентрации производственных мощностей. Было совершенно очевидно, что отечественные заводы окажутся не способными разработать и произвести все необходимое оборудование, в связи с чем заказы на него были размещены, помимо 844 советских предприятий, на 900 заводах стран социалистического лагеря, а также в ФРГ, Франции, Англии, США и, естественно, Италии.

Титаническими усилиями трудового коллектива шестилетний расчетный срок строительства был сокращен в два раза, с 1969 года начался монтаж оборудования, и с этого времени иностранные специалисты просто наводнили быстрорастущие завод и город. Первое место принадлежало итальянцам, число которых в некоторые краткосрочные периоды превышало 1500 человек - целый европейский анклав в загадочной и даже «страшной» России, в которую 99 процентов иностранных инженеров и рабочих-наладчиков приехало впервые.

Совершенно очевидно, что почти четырехлетнее присутствие дона Галассо в Тольятти не афишировалось ни итальянской, ни тем более советской стороной, а контракты с ним рядовых тольяттинцев, мягко говоря, не поощрались. Тем не менее, итальянский священник не только достаточно много путешествовал по Советскому Союзу, хорошо изучил Куйбышевскую область, интенсивно общался с представителями Русской Православной Церкви и руководством ВАЗа неплохо изъясняясь по-русски, но и, вернувшись в родную Модену, написал в высшей степени интересные воспоминания «Каппелан вместе с FIAT в Тольятти», которые впервые увидели свет в Милане 1991 году. На русском же языке книга впервые полностью была опубликована лишь в 2017 году, и по праву может считаться ценным, исключительно любопытным, хотя и неоднозначным документом, принадлежащим весьма нетипичному свидетелю, который ярко характеризует недавнее прошлое нашей страны.

Итак, в самом конце 1969 года капеллан Организации по религиозной и моральной поддержке рабочих (ONARMO) дон Галассо Андреоли, получив благословение Папы Павла VI, после разнообразных и длительных консультаций в Ватикане, о которых он пишет в предисловии к своей книге, прибыл в Тольятти для духовного окормления многочисленной команды итальянских специалистов, работавших на ВАЗе. Италия - страна религиозная. Оказавшись в незнакомой и некомфортной социальной среде (все иностранцы находились под пристальным вниманием КГБ, свободное передвижение по городу не допускалось, контакты с местным населением ограничивались), граждане солнечной республики испытывали понятную тоску по родине, начинали больше ценить те человеческие отношения, которым не придавали значения дома («большое видится на расстоянии»), и нередко находились в состоянии психологической угнетенности и уныния. Священник, приехавший к ним в далекую Советскую Россию, чтобы духовно их укреплять, совершать мессы, учить их детей (многие специалисты брали с собой семьи, что горячо поддерживал дон Галассо, видя, как быстро оторванные от жен и детей итальянские мужчины вступали в недопустимые отношения с местными женщинами, несмотря на двойное противодействие - советских государственных органов и руководства итальянской общины), воспринимался как посланник родины, радостно встреченный и очень востребованный.

Место Церкви в общественной жизни в Италии и сейчас весьма значительно. Что говорить о времени пятидесятилетней давности, когда подавляющее большинство жителей страны регулярно посещали службы, изучали в школах Закон Божий, знали наизусть основные христианские молитвы и, конечно, ежедневно видели священников, монахов и монахинь, идущих по улицам, едущих на велосипедах и в общественном транспорте, читающих газеты и мирно беседующих в кофейнях с их родными и близкими.

Многие из итальянских специалистов, оказавшихся в СССР, придерживались левых политических взглядов - отбор осуществлялся и по идеологической линии, что не мешало им очень дружественно относиться к Церкви и, в частности, к ее очень неординарному представителю, делившему с ними все трудности долгосрочной командировки.

Дон Галассо Андреоли - личность в высшей степени интересная. Искренне верующий христианин, глубокий ценитель мировой, в том числе и русской, культуры, священник, хорошо знавший и умевший общаться с рабочим классом, поскольку принадлежал к известной католической организации по религиозной и моральной поддержке рабочих ONARMO, поставившей своей задачей осуществление миссии в пролетарской среде, он с воодушевлением воспринял новое послушание - отправиться в атеистический СССР, чтобы духовно поддерживать своих соотечественников. Прибыв 24 декабря 1969 года в Тольятти, дон Галассо три с половиной года нес пастырские труды в городе автомобилестроителей, проживая в гостинице «Жигули», где совершал богослужения, проводил беседы с сотрудниками FIAT, организовал школу для детей, путешествовал с ними в Москву, Ленинград, Киев и внимательно присматривался к окружавшей его советской действительности. Совершенно очевидно, что ему были запрещены любые контакты с советскими гражданами, которые даже отдаленно напоминали бы «религиозную агитацию», за ним постоянно следили, его перемещения по городу заранее согласовывались, посещение заводской площадки формально не допускалось. Однако жизнь всегда вносит коррективы. И за годы своего присутствия в России дон Галассо познакомился с десятками замечательных тольяттинцев, неоднократно бывал на заводе, стал другом местного православного священника - протоиерея Евгения Зубовича, который по его приглашению в конце 1970-х годов посетил Италию и, что очень важно для нас, оставил воспоминания об уникальном опыте пребывания католического священнослужителя в главном городе советского автопрома.

Книга дона Галассо Андреоли «Капеллан вместе с FIAT в Тольятти» была первоначально написана «в стол» на основании дневника и писем, которые он отправлял из Тольятти в Италию, поскольку публикация ее до перестройки, как замечает сам автор, могла принести большой вред многочисленным советским гражданам, с которыми дона Галассо связывали узы дружбы. Воспоминания увидели свет в 1991 году. Напечатанные в Милане, они сразу стали бестселлером, пережив три издания и дав итальянским читателям яркий образ советского строя «от первого лица». В России книга была встречена неоднозначно, многие ее суждения показались вазовским друзьям священника предвзятыми и несправедливыми. Сам он предчувствовал, что его обвинят в «животном антикоммунизме», с чем решительно не соглашался. Обо всем этом читатель узнает, познакомившись с замечательными воспоминаниями Е.В. Юхнович «Как молоды мы были...», также помещенными в данном издании.

И все же общий тон произведения дона Галассо светлый, добрый, местами наивный, часто не способный проникнуть во всю трагическую сложность советского периода истории России и оттого иногда допускающий обидные для отечественного читателя характеристики и аналогии, но несомненно исполненный искренней симпатии и даже настоящей любви к русскому народу и его богатой культуре.

«Меня поражает безыскусность этих людей, - пишет он, - простота, энтузиазм и нечто неизвестное мне, детское в них, что заставляет их хлопать в ладони в кино, когда приходят «наши», и плакать от радости, когда слабые побеждают сильных, а добрые - злых. Народ бедный и все же бескорыстный, любящий природу, довольствующийся скромными и простыми развлечениями, как это было у нас когда-то, до того, как сформировалось общество потребления». Увы, не в прошлом ли это и для современной России? В другом месте, вновь сравнивая русских и итальянцев, дон Галассо замечает: «Русские учат нас сердечности, бескорыстию, терпению».

Однако немало горьких строк найдем мы в книге и о пороках советского общества: пьянстве, воровстве, грубости, распространенности разводов и абортов, о косности бюрократического аппарата и презрении властей к человеческой личности. Дон Галассо видит их причину в лицемерии и безбожии коммунистической идеологии, жестокости репрессивной машины тоталитарного государства, заставлявшей людей трепетать перед его всевидящим оком и державшейся на беспринципной пропаганде - «стержне всех диктатур». Дон Галассо пишет о низких зарплатах советских граждан, не соответствующих достойному образу жизни, унизительных пенсиях, которые «никогда не пересматриваются», о нехватке товаров первой необходимости: мяса, хлеба, молока, одежды - при дешевизне электричества и газа. С изумлением он констатирует, что «эта нация, богатейшая сырьевыми ресурсами и золотом, каждый год тратила огромные суммы на импорт зерновых и картофеля». И, наконец, с печалью замечает, что очарованные великолепием московского Кремля, петербургского Эрмитажа, Троице-Сергиевой лавры иностранные туристы, которые стали все чаще появляться в брежневскую эпоху в СССР, не догадывались о той нищете, которая «проглядывала в серьезных и покорных лицах безымянной толпы, облаченной в темную однотипную одежду».

«Бедные русские! - вырывается у дона Галассо. - Мрачная атмосфера, которой они окутаны, лишает их малейшего проявления радости, искры веселья. Они не могут проявлять своих чувств и жить согласно своему темпераменту, если только они не находятся среди тех, кого они глубоко почитают...» и как бы противореча собственному заявлению, он тотчас же начинает восхищаться «чарующими песнями», которые русские поют за столом, их искренностью, добросердечием и радушием.

Как священник, он не может не отметить и особой склонности русских к религиозному миросозерцанию. «Русские по природе религиозны», - перефразируя Тертуллиана, пишет дон Галассо. В стране, где религия находилась под запретом, а атеизм пропагандировался всеми доступными средствами, он с радостью и умилением обнаруживал повсюду проявления христианской жизни. Вахтерша, прячущая Псалтирь в газете «Правда»; молодая служащая почты, признавшаяся ему перед самым отъездом, что верит в Бога, так же как и ее мама; девушка, не позволившая итальянскому рабочему «воспользоваться ее доверием», потому что «это грех, и нас видит Бог» - все эти свидетельства позволяют дону Галассо сделать вывод, что вера живет в душах огромного числа русских людей. Он рассказывает, как вазовские рабочие быстро узнавали в нем священника, несмотря на непривычный вид католического падре. Многие, вопреки запрету, пытались проникнуть на богослужения, которые дон Галассо совершал для итальянских сотрудников в актовом зале Отдела по работе с иностранными специалистами (ОРИС), просили у рабочих FIAT образки и распятия.

Немало проникновенных строк посвящает дон Галассо рассказам о своих встречах с православным духовенством Тольятти и Куйбышева, о бабушках, с ревностью сохранявших храмы и предотвращавших любое осквернение святынь, что было, увы, не редкостью в те годы, о красоте православных богослужений.

В годы перестройки, готовя к изданию свою книгу, дон Галассо делает следующую выписку из одной статьи, которая оказалась созвучной его взгляду на будущее России (и это очень ценно для католического священнослужителя!): «Русский коммунизм сегодня находится в тяжелом положении не только экономического характера. Он потерял доверие, и в вакууме, оставленном банкротством его идеологии, вновь расцветают христианские ценности. Вот какую значимость приобретает сегодня Православная Церковь. Можно сказать, что будущее России в ее руках».

Собственно этим предчувствием возрождения России и заканчивается книга дона Галассо, искренне полюбившего нашу страну, ее народ, вазовцев, Тольятти. Фатимское пророчество Божией Матери, сказанное в 1917 году и трепетно хранимое им в годы пастырской командировки в СССР, вселяло в его сердце уверенность, что вернувшейся на свои духовные и исторические пути России принадлежит великое будущее.

 

[1] Ставрополь-на-Волге – Тольятти – ВАЗ. Время и судьба. Неизвестные страницы истории. – Тольятти: Поволжский православный институт, 2017. – 624 с. / Под общей редакцией прот. Д. Лескина.

Категория: Статьи | Просмотров: 21 | Добавил: pressa
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]