Ректор » 2019 » Январь » 11 »
09:33
«Социальная ответственность журналиста в условиях медиатизации общества»

Выступление ректора Поволжского православного института, члена Общественной палаты РФ протоиерея Димитрия Лескина на круглом столе

«Социальная ответственность журналиста в условиях медиатизации общества»

Поволжский православный институт, 28.02.2018 г.

Русская православная церковь четко выразила свою позицию по отношению к вопросу собравшая нас на этом круглом столе в «Основах социальной концепции»: «средства массовой информации играют в современном мире все возрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока».

Сегодня со всей очевидностью можно сказать, что мы очень далеко отошли от этого принципа даже не просто в публичном дискурсе, но и в плане самосознания. У журналистского сообщества сегодня сильно такое вот настроение: «мы никому ничего не должны». Речь не идет, конечно, о достоверности информации, но никакая социальная ответственность ими в принципе не признается. Это не столько российская проблема, сколько международная. Ни для кого не секрет, как формируется ТОР-5 новостей. За этим стоит большая идеология. Журналистика становится игрой. Вся модель, в которой развивается общество, становится игрой, потому что мы живем в эпоху постмодернизма.

В классической цивилизационной модели слово очень значимо. Вспомним возвышенные строки, которыми начинается Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». А в книге Притчей Соломона сказано: «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично». У нас в России это благоговение перед словом всегда было и сохранилось до сих пор. По мнению некоторых философов - революция у нас произошла потому, что к словам относились слишком серьезно. На Западе уже тогда, сто лет назад, научились разделять слово и дело, там поговорили и разошлись... У нас не так. Слово становилось мощнейшим двигателем, за слово шли и умирали. Так случилось и в конце советской эпохи, когда слова некоторых политических деятелей привели к распаду СССР. Это стало ахиллесовой пятой и нашего современного общества: мы продолжаем доверять слову, болезненно реагируем на слова. Сегодня общество столкнулось с массовым наплывом фейковых новостей. Многие убеждены, что их аргументация построена на подлинных фактах. Если это написано, если к этому присоединились, то для нашего русского сознания сложно к этому относиться как

к игре.

Но в то же время матрица, в которой сейчас мы живем, она сформирована не в России. И в эту матрицу уже заложено совершенно другое отношение к слову, отношение к тексту, к гипертексту, к пространству, в котором текст очень быстро меняется, трансформируется. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, каждый человек, и в особенности журналист «обладает большой силой» в ситуации, когда донести свое мнение до большого количества людей очень легко с помощью современных средств коммуникации. «Журналист в нашу эпоху - это человек, который обладает огромными возможностями для распространения своего влияния, в его распоряжении уникальные информационные возможности... Все это накладывает огромную ответственность на человека, который тянется, чтобы нажать кнопку. Чтобы осуществлять миссию в сфере масс-медиа, нужно постоянно заботиться о своем духовном состоянии», - подчеркнул Святейший Патриарх.

Совсем недавно одним из фундаментальных законов журналистики была обязанность журналиста проверять факты. С другой стороны, теория и практика свидетельствует о том, что никто сейчас уже не заботится о проверке фактов. Об этом говорит председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда: «Еще не так давно один из фундаментальных, базовых стандартов журналистики звучал так: журналист обязан проверять факты». Но, по его оценке, сейчас этот принцип уже не соблюдается: СМИ превращаются из «источника фактов» в «источник трафика и лайков».

В постмодернистском обществе само понятие «истина» отсутствует. Оно там ничего не значит. Для Хантингтона и других американских социологов и философов истина лишь то, что ты придумал и сам исповедуешь, и на тебе лежит ответственность обосновать и доказать ее, заставить других поверить в ее истинность. Всё! Для них истина - это то, во что поверит как можно больше людей. И ничего иного. Это ситуация игры... В традиционном же обществе, как подчеркнул архимандрит Георгий Шестун, существует иерархия: истина, знание, информация.

Слово сейчас так легко и так безответственно произнести! Раньше разве что на заборах писали такие вот безответственные слова. Сейчас возможности совершенно другие. Сегодня поставщиком информации стали уже не традиционные электронные СМИ, и даже не новостные интернет-агентства типа «Медузы». Нет! Когда информация попадает в социальную сеть, то сразу идут на нее десятки и сотни комментариев. Сейчас не столь важна сама информация, сколько важна реакция на нее. Информация лишь повод возбудить определенных людей, заставить их высказаться. Это теперь доступно каждому.

И у большинства молодых людей чувство ответственности за сказанные слова отсутствует. При этом мы наблюдаем вопиющую безграмотность, даже элементарные знания грамматики и пунктуации отсутствуют... А устная речь! Нормальный диалог уже редко услышишь. Забыто, что когда-то была у нас высокая риторика. К этому мы должны возвращаться, в школах и институтах искусство риторики, да просто умение вести диалог надо заново «проходить»! Интернет все это забрал... Зато мы ставим лайки... Когда пишешь и, чтобы эмоцию свою выразить, ищешь нужные смайлики, используешь три-четыре картинки с рожицами, мордочками, чтобы оттенки смысла уложить в эти несколько простеньких схем. Иногда скачиваешь дополнительные рисуночки, чтобы выразить себя с помощью еще двух-трех стандартных символов... У нас безсловесное общество складывается, поколение с клиповым сознанием. Если раньше это была подворотня, то теперь это доступно абсолютно каждому. И здесь, Патриарх об этом говорит, ты должен очень серьезно подумать - нажать кнопку на клавиатуре или нет. А у большинства молодых людей, а, может быть, сейчас и не очень молодых, этого ограничителя фактически нет. И здесь встает серьезный вопрос о том, что именно нравственные ценности, нравственные принципы, нравственное содержание личности становятся главным ограничителем.

В этой ситуации роль журналиста как медиатора обсуждения становится исключительно важной. Настоящий журналист информацию пропускает через сердце... А вот в Южной Корее половина новостей готовится роботами, и справляются роботы с этим вроде бы неплохо.

В Японии тоже уже роботы новости составляют. Через десять лет это может быть везде так. Так что же, журналистика уйдет? Нет! Журналистика - это совершенно другое. Наверное, машина лучше людей научится штамповать новости. Но журналиста отличают его личный совестный, нравственный долг, стремление к правде, честность. И при таком отношении фейк воспринимается уже как грех. Но все это возможно лишь при нравственном восприятии профессии журналиста. Нравственная основа журналистской работы должна нас всех объединять. Мы все, здесь собравшиеся, и журналисты, и ученые, и представители Церкви, мы на одной стороне. Потому что на другой стороне - «грядущий хам». На другой стороне - абсолютное безмолвие культуры. Инстинкт, рационализм и... клик в компьютере! Который объединяет всё остальное.

Категория: Статьи | Просмотров: 53 | Добавил: pressa
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]