Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Высшее образование
в лучших традициях России!
logo-slider













СЕКЦИЯ "ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ И ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ, ВОСПИТАНИЯ"

СЕКЦИЯ "ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ И ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ, ВОСПИТАНИЯ"
"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" (К.Д.Ушинский)
1 декабря 2021 года в Поволжском православном институте прошли секции в рамках III Рождественских чтений Тольяттинской епархии. Остановим наше внимание на секции «личность в психологии и православной педагогике: проблемы развития, социализации и воспитания».

Как происходит становление личности, как она развивается, как из «не личности» или «ещё не личности» рождается личность? Младенец, очевидно, личностью быть не может.

Человеку присуща потребность быть личностью, т. е. быть в максимальной степени, представленным в жизнедеятельности других людей, и способность быть личностью – наличие индивидуальных особенностей, позволяющих удовлетворить эту потребность. Удовлетворение этой потребности при наличии соответствующих способностей выступает как персонализация индивида.

И именно поэтому необходимо всегда уделять внимание личности. В рамках данной секции было озвучено немало докладов, относящихся к личностной тематике.

Психологическое сопровождение обучающихся как условие их успешной социализации, профилактика психологического неблагополучия школьников и студентов в период пандемии, преемственность в художественном образовании как условие реализации творческого потенциала студентов – живописцев в системе среднего профессионального образования и многие другие доклады были посвящены личности.

Проблема становления и развития личности по своей научной и социальной значимости может претендовать на роль одной из «классических» проблем прошлого, настоящего и будущего человечества. Сегодня в образовании роль личности приобретает приоритетное значение и присутствует почти в каждой образовательной программе в качестве главного ориентира.

Также в работе секции прозвучала проблема становления и развития православной педагогике в современном мире. Духовно – нравственное воспитание обучающихся в православном образовательном учреждении, народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников и обширное количество докладов было направленно на изучении православной педагогике в современном мире.

Реальное обращение человека к духовной жизни есть творчество и непрерывный процесс, в котором изначально согласованы бытие человеческое и бытие Божественное, две воли - человеческая и Божественная. Этот процесс преображения жизни человека начинается с внутреннего нравственного самоопределения, с момента осознания своего подлинного положения в мире, с сыновнего отношения к Богу, с желания следовать воле Божией, выполнять Его заповеди.

Нравственное самоопределение человека порождает в нем стремление к духовной жизни, к духовному рождению. Душа, открывшаяся для вечной жизни, преображается Божественной Благодатью, духовно совершенствуется. Степень преображённости и уровень духовного совершенства зависят от совершаемого человеком аскетического подвига, без которого нет постоянного духовного развития как условия спасения и вечной жизни.

Рассматривая процесс становления человеческой личности как этапы, проходящие от нравственного самоопределения к духовному рождению и духовному совершенствованию, требующему аскетического подвига, православная педагогика опирается на православное нравственное богословие, на учение Православной Церкви о зарождении и развитии духовной жизни человека. Процесс обретения личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта и является предметом православной педагогики.

В основе православного подхода к обучению лежит понимание того, что знания не берутся, а обретаются в процессе обучения, когда процесс обучения направлен на готовность человека осознать, понять и вместить Богом данные знания, когда эрудиция дополняется интуицией, живым опытом Богообщения. Образование сводится не к доказательству истины только силою разума, а к познанию истины как откровения, свидетельства и описания.

Тесно переплетение психологии личности и православной педагогике выражено в том, что на протяжении всего своего существования человечество с особым трепетом и ответственностью относилась к делу воспитания и образования личности. Лучшие умы обращались к этой проблеме, и каждая эпоха предлагала свой идеал и образ совершенного человека, совершенной человеческой личности.

По мере взросления в жизни человека всё большее место занимают саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и внутренние условия, через которые действуют все внешние причины, влияния. Подлинное воспитание представляет собой сотворчество, освоение и созидание духовных ценностей в ходе совместной деятельности субъектов – воспитателей и воспитуемых.

Таким образом, роль личности и православной педагогике велика. Актуальность работы данной секции заключается в том, что рассматриваемая тема «личность в психологии и православной педагогике: проблемы развития, социализации и воспитания» связана с социальными потребностями общества и государства в инициативных, созидательных личностях, способных к устойчивому саморазвитию и продуктивной творческой самореализации в современных динамичных условиях.

К раскрытию личностного фактора бытия человека, начиная с как можно более раннего момента жизни и проявления сознания, призвана современная православная педагогика. Она должна помочь найти смысл жизни, связать все временное в человеке с тем, что вечно и абсолютно, и привести человеческую личность к познанию себя и своего Личного Первообраза.

Материал подготовил Сергей Ефремов, направление "Историческое образование"

Фото: Марина Дунаева.

DSC_0247.JPG

DSC_0245.JPG