Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Высшее образование
в лучших традициях России!
logo-slider













ТРАДИЦИОННЫЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ, ИЛИ ТАЙНА ЖЕНСКОЙ ЮБКИ

ТРАДИЦИОННЫЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ, ИЛИ ТАЙНА ЖЕНСКОЙ ЮБКИ
Об особенностях традиционного костюма Самарской области рассказывает мастер народно-художественных ремесел и промыслов Самарской области Наталья Анатольевна Хайруллина.

"Основой женского костюмного комплекса являлась длинная рубаха. В Самарской области бытовали рубахи с «поликами» – плечевыми вставками, «бесполиковые», рубахи на кокетке, которые появляются уже в конце XIX - начале XX века. На рубаху принято было надевать нижнюю юбку, порой и не одну, а несколько. По две-чеыре юбки могли надевать на себя женщины. Практически повсеместно эту юбку называют «подставОк», («подстАвка»). Она увеличивала объем фигуры, в холод сохраняла тепло. «Подставки» встречаются как из пестрядинного, т. е. в клетку, домотканого полотна, так и однотонного окрашивания. Многие зафиксирован- ные этнографические юбки-«подставки» имеют в своей основе все оттенки красного цвета: от бордово-свекольного до алого и розового.

Эти этнографические образцы были обнаружены в музеях и частных коллекциях Кинельского, Нефтегорского, Алексеевского и других районов Самарской области в ходе полевых экспедиций, организованных Самарским центром русской традиционной культуры с 2013-го по 2019 год. И если в Кинельском районе, в частности в с. Малая Малышевка, бытовали нижние юбки только такие, содержащие красный цвет, то в других районах Самарской области можно встретить подставки других цветов: в Алексеевском районе Самарской области зафиксированы нижние юбки «желтушки», домоткань для которых окрашивалась в желтый цвет луковой шелухой, березовыми почками. В Красноармейском районе - нижняя юбка из белого фабричного полотна с кружевами по низу юбки.

Юбки шились из нескольких точь - полотен ткани, отрезанных по длине, соответствующей длине юбки, и собранных по ширине в «трубу». Точь могло быть от четырех (бедненькая юбка) до семи (богатая). Сшитая из ткани «труба» собирается затем вверху различными складками по кругу. Складки закрепляется поясом, как правило, это полый пояс, в который продернута «вздержка» - плетеный шнурок или полоса ткани, которая потом и затягивается на талии, удерживая юбку на хозяйке. Или же к юбке пришивается пояс, имеющий длину, которая позволяет охватить фигуру несколько раз. Такое крепление юбки имеет практическое значение, так как позволяет носить юбку при разных объемах фигуры, не перешивая изделие. Но встречаются юбки, где пояс уже на современный манер имеет пуговицу и петлю.

Низ юбки-«подставка» часто встречается с пришивной оборкой, которая закладывалась различными, порой сложными в исполнении складками, или же оставался прямым, но всегда украшался либо бархатной лентой, полосой ткани контрастного цвета, либо кружевом. Украшалась нижняя юбка для радости ее хозяйки, так как полагалось носить ее так, чтобы она не выглядывала из-под верхнего платья. И только в одном районе, Кинельском, в селе Малая Малышевка не стеснялись демонстрировать окружающим подол нижней юбки. В этом селе молодые женщины, идущие на праздник, носили верхние юбки с «подтыком», приподнимая и заправляя за пояс часть переднего полотнища верхней юбки, так что приоткры- вался украшенный низ «подставка». Нижний край юбки обрабатывается, подшивается любой другой и по цвету, и по качеству полосой ткани, так как эта ткань в процессе носки могла сильно испачкаться или обмахриться, тогда полосу просто заменяли на новую, что удлиняло «жизнь» самой юбки".

3Muk1jsuFi0.jpg

69nYANuW4nQ.jpg

aQ8rHlG7uzI.jpg

RvEOlBSpJLA.jpg

YhUqtNFrVC4.jpg