Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Высшее образование
в лучших традициях России!
logo-slider













КУКОЛЬНАЯ СВАДЬБА - УНИКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ «БЛАГОДАТНОЕ ЛЕТО. ЖИГУЛИ 2020»

КУКОЛЬНАЯ СВАДЬБА  - УНИКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ «БЛАГОДАТНОЕ ЛЕТО. ЖИГУЛИ 2020»
22 июля 2020 в живописном хвойном лесу б/о «Поршень» Ставропольского района г.Тольятти состоялся фольклорно-этнографический спектакль «Кукольная свадьба». Мероприятие проходило в рамках проекта «Благодатное лето. Жигули 2020», получившего поддержку Фонда президентских грантов. Руководитель проекта – исполнительный директор Православной гимназии Лескина Юлия Геннадиевна.

Материалы для воссоздания обрядов были собраны в экспедициях по Ставропольскому району, Красноярскому, Приволжскому и Алексеевскому районам Самарской губернии. Все насельники православного детского лагеря тщательно готовились к спектаклю: изготавливали куклы для действующий персонажей, шили традиционные юбки-подставки, вырезали реквизиты из дерева, знакомились с основными этапами свадьбы, с ее персонажами (дружка, полдружка, сваты, свахи и т.д), с обрядами и песнями, сопровождающими традиционную свадьбу Самарской губернии.

Уникальный спектакль поставлен под руководством доцента кафедры хорового и сольного народного пения СГИКа, руководителя фольклорно-этнографической студии "Уклад" Мачкасовой Татьяны Анатольевны, члена правления Всероссийской общественной организации "Российский фольклорный союз"  и руководителя  Самарского центра русской традиционной  культуры  Давыдова Андрея Михайловича. Игрушки  были изготовлены  мастерами народно-художественных ремесел и промыслов Самарской области Натальей  и Арсланом Хайруллиными.

В спектакле приняли участие фольклорный ансамбль "Благодатное лето" Православной классической гимназии г. Тольятти (руководитель Ольга Михайловна Тесенинова), ансамбль народной песни "Прялица" г. Тольятти (руководитель Вероника Николаевна Богоявленская), ансамбль народной песни «Самаряночка» г. Самара (руководители Рогова Людмила Георгиевна и Рогова Виктория Сергеевна), а также другие участники фестиваля.  

Постановка "Кукольной свадьбы" стала главным действом фольклорной смены фестиваля. Игра «в свадьбу» представляла собой один из наиболее популярных сюжетов в игровом репертуаре подростков. Тема свадьбы была особенно притягательной, так как этот обряд являлся одним из самых эмоциональных и ярких в крестьянской жизни. Он относился к сфере отношений взрослых, которым дети в процессе своего становления невольно подражали во всем.  

Свадебный обряд – один из самых ярких традиционных обычаев русского народа. Русская старинная свадьба, справлявшаяся в селах и деревнях Самарской губернии еще в первой трети XX века, представляла собой довольно длительный по времени, яркий ритуал, насыщенный песнями, причитаниями, обрядовыми действиями. Он могла длиться от двух до трех недель и включала в себя различного рода обряды, происходившие то в доме жениха, то в доме невесты. 


Начинается спектакль диалогом бабушки и внучки, которая просит научить ее играть кукольную свадьбу. Мария Ивановна признается родителям, что отдала в заклад пальто, пообещавшись выйти замуж за младшего сына семьи Никишных. В старину этот выбор осуществляли обычно родители, обосновывая свой выбор благополучием и достатком семьи, с которой собирались породниться. Учитывались также «духовныя и физическия качества жениха и невесты». Предпочтение отдавалось работящим, приученным к тяжелой крестьянской работе. Понятия о физической красоте были своеобразны: «Красивая невеста всегда высокаго роста, пышная, с круглым лицом, походка ея должна быть степенная. Красивый жених – “бел, кудрявый”, высокий ростом и тоже полный собою». 


Для сватовства выбирали время, свободное от полевых и огородных хлопот – «обтянется снопок – за девушку сваток». Сватать чаще всего ходили осенью, а также и «на Филипповки, с Николы до Рождества».  «Сватовство» – обряд, во время которого шли предварительные переговоры между родителями о возможности брачного союза их детей. Сватья, отец жениха придут, раскланяться, чинно сядут под матицу, потолочную балку или бревно, являющаяся перекрытием и основой для крыши, что считалось хорошей приметой. «Сесть под матицу – будет счастливое сватовство. Во время сватовства был обычай спрашивать молодых согласия на брак, хотя этот «спрос» и был чистой формальностью, решение принимали родители. Получив окончательное согласие родителей невесты, отцы жениха и невесты ударяли по рукам, что означало благополучное окончание сватовства и соглашение сторон. 

На другой день после сватовства ходили осматривать женихово подворье – «место глядеть», «смотреть пичурки». В этом участвовали родители и крестная мать невесты для того, чтобы узнать о состоянии хозяйства жениховой семьи: «Сматрели, заглядывали визде…». Раньше этот этап свадьбы был обязательным обрядовым действием, даже если сваты хорошо знали об экономическом состоянии жениха. Если невестиной родне не нравился дом и подворье жениха, то родители могли отказаться от свадьбы. 

Главным моментом довенечной части свадьбы был запой (пропой), совместная трапеза и своды жениха и невесты. На него собирали родственников с обеих сторон, приходили подружки невесты. Обе стороны готовили угощение. В то же время здесь решались хозяйственные вопросы, связанные с предстоящими свадебными расходами, назначали дату свадьбы. Жених с невестой присутствовали на запое и сидели вместе, это определяло их статус как уже сложившейся пары, готовой вступить в следующий период своей жизни. Невеста на запое дарила каждому из родственников жениха подарки – близким самые лучшие (рубаха, платок), остальным более скромные. 

Девишник – следующий этап свадебного комплекса – это прощание невесты с подругами, со своим девичеством. Накануне свадьбы к невесте вечером собирались на девишник подруги, при входе их встречали сама невеста и родители. Подруг усаживали за стол и угощали. Во время девишкика невеста прощалась с подругами и громко оплакивала свое девичество: «Не наплачешься за столом, наплачешься за столбом». По окончании девишника подруги обходили село с пением величальных песен и направлялись в дом жениха. 

Начинался свадебный день в доме невесты с расплетения косы – невесту ставили посреди избы и ее близкие родственницы, обязательно замужние, расплетали косу на две. 

Следующий этап – благословление родителей. Невеста кланялась, становилась на колени, целовала икону, потом благодарила отца и мать за заботу, просила прощенья за грехи и благословения к венчанию. После благословения невесту усаживали в красном углу под иконы за стол, на котором стояли хлеб-соль и икона Божьей Матери. Жених выводил невесту из дома под песни девушек. После венчания невесту и жениха встречали родители с хлебом-солью.

Вот так на берегу Волги, в дубовом лесу участники фестиваля за считанные дни смогли поставить незабываемый спектакль, воссоздавший традиции русской свадьбы. 

30 июля на странице фестиваля ВКОНТАКТЕ  - «Фестиваль  Благодатное лето. Жигули 2020» можно увидеть  видео-версию спектакля.

79A8BFDF-3EDE-4F94-813F-22554CFBF952_1_201_a.jpeg 

Hk7T7G4hlgs.jpg

_I893SwY6pw.jpg

u0lWFAtrdX0.jpg

aPYPlOWeFSI.jpg

SO9zZFiAFgE.jpg

CAFF84CF-6679-4DC3-9D45-555765E233A4_1_201_a.jpeg