Главная » 2014 » Март » 24 »
19:27
Поволжский православный институт — очаг культуры завтрашнего дня

В главной газете Самарской области «Волжская Коммуна» помещена обширная статья известного журналиста Сергея Рязанова, посвященная Поволжскому православному институту. Предлагаем ее Вашему вниманию.

Несмотря на сложные бюджеты губернатор Николай Меркушкин и правительство области лоббируют и изыскивают необходимые ресурсы для завершения работ. Еженедельно на стройплощадке проходят планерки с участием руководителей области не ниже заместителя министра. Почему так важен и нужен вуз Тольятти, губернии и всему Поволжью?

 

Зачем он нужен

Рассказывая о Поволжском православном институте имени Святителя Алексия Московского, главный его автор и идеолог создания — доктор философских наук, кандидат богословия отец Димитрий Лескин обращается к Святому Писанию: «Вера без дел мертва». Воспитание молодого поколения, новых кадров для авангардных тольяттинских производств — дело наиважнейшее. Кто придет создавать современное оборудование, машины, разрабатывать инновационные технологии? Каковы будут их не только профессиональные, но и человеческие качества? Вопрос для многих тольяттинцев, не укорененных многими поколениями на волжской земле, — не праздный.

Была у России, по сравнению с Западной Европой, на протяжении веков одна беда — запаздывание с развитием университетского образования. Историки спорят до сих пор о том, почему так случилось. Но последние двести лет, чуть ли не с Ломоносовских времен, церковное образование развивалось по разным траекториям со светскими университетами. Ни царские чиновники, ни революционеры словно не желали понимать, что теология, учение о божественном, — как сложный синтез философии, этики и многих других дисциплин, — просто необходима тем, кто претендует на роль «властителей дум». Кончилось все «красным колесом» 1917 года. Известный современный публицист диакон Андрей Кураев заметил, что не случайно Октябрьская революция произошла в единственной из европейских стран, где в университетах не преподавалась теология. Есть над чем задуматься…

Исходим из аксиомы, что воспитание интеллекта и души должны идти рука об руку. Стоит ли оспаривать Александра Пушкина: «гений и злодейство — две вещи несовместные…»? Будем укрепляться уверенностью, что хороший специалист — это благонравный и интеллигентный член общества, отзывчивый друг, брат, отец. Иначе…

Представьте себе «трудягу», который отдает себя обществу по принципу: если хочешь поработать — ляг поспи и все пройдет. Хамоватый, вороватый, пьет и курит, в придачу у него целый набор всяких извращений, которые он гордо именует «правами человека». Вот это кадр! Кошмар для любого работодателя. Паразит для общества. А для семьи, если она у него есть, — тиран и самодур.

Приведу еще простой пример. Был у меня как-то семинар по религиоведению, задал я студентам нехитрый тест. «Ребята, составьте письмо другу или подруге, используя десять библейских заповедей в их современной трактовке». Как студентов это увлекло! Творчески работали. С душой! Все вспомнили: и «не убий», и «не укради», и «не возжелай», и «не прелюбодействуй», и «чти отца своего и мать свою», и даже «почитай субботу» связали с конституционным правом на отдых. Для чего вспомнил? А для того, чтобы напомнить: обучение и воспитание — неразделимы. А всякие теории типа «спекулятивного альтруизма» — это от лукавого. Они утверждают: человек только притворяется порядочным и хорошим, а в темном углу у сироты последний кусок отнимет. Вот только… Плохо кончит этот двуличный тип, если не усвоит, что нравственность — это понятие не только порожденное биологическим отбором, но и этикой. А это наука о поведении и отношениях людей между собой.

Так что, уважаемые земляки, хотите ли убедиться, что «человек хуже зверя, когда он зверь…»? История подсказывает — не стоит.

Кто придет работать в «Жигулевскую долину», в Особую экономическую зону, на АВТОВАЗ? «Гастарбайтеры»? В кавычках пишу, чтобы никто не обиделся. Так вот эти «в кавычках» уже сейчас шутят: «Мы приехали работать не на вас, а вместо вас…»

Кто еще не понял, почему Православный институт нужен не меньше «Жигулевской долины»? Читайте дальше!

 

Единство замыслов и дел

Во время беседы с отцом Димитрием меня заинтересовало, а как он представляет себе концепцию непрерывного образования, на какие этапы ее раскладывает.

- Начну с небольшой пред­ыстории, — отвечает он. — Нашей Православной классической гимназии уже 19 лет, и, собственно, именно с нее и началось религиозное образование в Тольятти. С самого начала у нас были попытки создать здесь мощный православно-образовательный центр, где были бы задействованы и дети, и родители. Когда-то в двух небольших группах детского сада набрали первые два класса, и в итоге у нас появилось полноценное среднее учебное заведение. Сегодня здесь в классах с 1-го по 11-й обучается более 300 человек, есть свой садик, куда дети поступают с трех лет. Ведется активная духовно-просветительская работа в рамках всего города, созданы богословско-просветительские курсы, летний детский лагерь, курсы повышения квалификации для учителей, выходит газета «Церковный вестник Тольятти», дейст­вует православно-просветительский центр «Китеж», включающий и библиотеку, и книжный магазин. На втором этаже мы открыли трапезную-кафе, где можно недорого пообедать. Думаю, вы осведомлены о проблемах и трудностях православного образования в России… Церковь 95 лет назад так решительно «отделили» от государства, что даже с общественной и культурно-воспитательной деятельностью нет-нет да и возникают проблемы. Сейчас в той же Москве в разы меньше православных учебных заведений, чем 10-12 лет назад. Но нам, слава Богу, удалось стать одним из крупнейших православных учебных заведений в Поволжье. И конечно, фактически с первых лет у нас сложились очень конструктивные отношения с властями как области, так и города, а также с Волжским автозаводом.

- Получается, гимназия стала пробным и удачным экспериментом, давшим возможность попробовать свои силы перед организацией вуза?

- Изначально мы представляли себе создание нашей учебной структуры по прин­ципу бус — когда бусинки связываются друг с другом на одной нитке. Я помнил слова владыки Питирима (Нечаева) о том, что настоящая академия в христианском смысле слова — это учебное заведение, куда молодой отрок поступает едва ли не младенцем, а покидает ее стены уже будучи личностью, сформировавшимся специалистом. Она дает университетское образование, охватывающее все возрастные этапы формирования человека. По­этому, конечно, мы не хотели ограничиваться только средним учебным заведением. Три с лишним года назад мы открыли Гуманитарный колледж, в будущем году будет первый выпуск. Это уже среднее профессиональное образование. Но в то же время постоянно маячившей на горизонте мечтой было создание полноценного православного вуза. Как известно, в России православные светские вузы можно пересчитать по пальцам одной руки, а к окончательно сформировавшимся можно отнести лишь Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Российский православный университет имени Апостола Иоанна Богослова. И оба они — в Москве. Ни в Поволжье, ни в каком-либо другом регионе, увы, подобных учебных заведений нет. И для нас важно еще то, что Поволжский православный институт — это серьезнейший общественный проект, где равноправно участвуют и православная церковь, и государство, прежде всего правительство Самарской области. Рассчитываем, что проект поддержат различные общественные организации прежде всего патриотической направленности. Тольятти — город непростой. 90% живущих сейчас здесь людей приехали на стройку ВАЗа и на работу на ВАЗе, поэтому автогигант — это наш самый первый и самый близкий для нас попечитель. Мы уже сейчас налаживаем связи со светскими вузами — нужно объединение различных академических площадок. У нас уже есть университет-партнер — СамГТУ. Вселяет оптимизм тот положительный опыт, который накоплен в сотрудничестве с Советом ректоров Самарской области. Его председатель, ректор Самарского медицинского университета, академик Геннадий Котельников — человек, понимающий важность того образовательно-воспитательного подхода, который несет в себе церковь. Еще семь лет назад подписано соглашение о создании межвузовской кафедры теологии, учредителями выступили, с одной стороны Самарская епархия (ныне — митрополия), а с другой — Совет ректоров и ряд ведущих вузов области. За эти годы отрицательных отзывов на ее работу не было. Напротив, и мусульмане, и агностически настроенные студенты сдают дисциплины, которые мы преподаем. Среди них «Религии мира», «Культурно-религиозное наследие России», «Введение в Священное Писание», «Социальная концепция Русской православной церкви» и другие. Надеюсь, что после начала деятельности Православного института мы рано или поздно придем к реализации принципа «двойного диплома» с другими вузами.

 

Каким он будет

Говорят, что архитектура — это эпоха, запечатленная в камне. Православный институт — это не «коробка» из железобетона, которых достаточно в городе после увлечения советским «утилитаризмом». Это настоящий теремный дворец в лучших традициях старинного русского зодчест­ва. Как видите, принцип единства формы и содержания, связи эпох и поколений, заложенный в проекте, работает. В таком здании мысли светлее и возвышеннее, оно одухотворяет.

Ровно шесть лет назад Владыка Сергий, тогда архиепископ, а ныне митрополит Самарский и Сызранский, освятил закладной камень на месте будущего строительст­ва, а в апреле 2008 года оно началось.

В самом центре Автозаводского района отвели целый гектар земли. Фактически весь он уже застроен. Однако развитие проекта предполагает дополнительные площади. Потребуется рекреационная, спортивная зоны и, конечно, большое общежитие, рассчитанное на студентов и преподавателей. Почему так много ожидается иногородних? Да потому, что Поволжский православный институт уже сейчас расценивается как проект общероссийский или, по крайней мере, рассчитанный на масштабы ПФО. И многих высококвалифицированных преподавателей, особенно по специальным дисциплинам, придется приглашать из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных научных центров. О жилье для них тоже надо думать уже сейчас.

Сейчас достраивается первая очередь, ведутся отделочные работы. Это грандиозный архитектурный ансамбль, в котором одновременно могут обучаться около тысячи человек. В его основе — монументальное здание учебного корпуса на 150 аудиторий разного размера. Плюс величественный храм, часовня, колокольня высотой более 50 метров с первыми в городе часами с боем — курантами.

В плане весь этот комплекс выглядит как каре с внутренним двориком-атриумом. Губернатор Николай Меркушкин, осматривая строительство весной, посоветовал сделать его крытым, под стеклянным куполом, и все пространство организовать в трех уровнях. Идею приняли: красиво, солидно и удобно.

Глава региона отметил, что комплекс должен стать крупнейшим в регионе культурным и духовно-просветительским центром.

«Для Тольятти и области в целом это будет знаковое место, — сказал Николай Меркушкин. — По архитектуре и своему функциональному насыщению комплекс станет одним из лучших духовных центров в стране».

В первую очередь также включены большая библиотека, трапезная на 300 человек. А поскольку институт будет выполнять не только учебно-воспитательные, но и культурно-просветительские функции, в проекте преду­смотрен концертный конференц-зал. Он также уже строится. В нем можно будет проводить и научные встречи, и концерты органной музыки, и молодежные фестивали.

Тольяттинцы видят, что отец Димитрий и его единомышленники не досужие мечтатели. При той мощной поддержке, которую они смогли мобилизовать на федеральном, региональном и городском уровне, — любые «подножки» кризисов строительству не страшны.

Нередко слышишь вопрос, а почему такой крупный вуз строится не в областном центре. У отца Димитрия готов обоснованный ответ: «Во-первых, в Самаре хватает учебных заведений, есть свои проекты и проблемы, с ними связанные. Во-вторых, в Тольятти уже накоплен удачный опыт работы Православной гимназии и Гуманитарного колледжа. Для полного завершения учебно-воспитательного цикла институт просто необходим. Тогда и будет, как мы уже говорили, достигнута система непрерывного образования. В-третьих, наш город нуждается в возможно большем числе учебных заведений. Представьте себе: на 800 с лишним тысяч жителей у нас открыто только три-четыре полноценных вуза. Конечно, есть немалое число всевозможных филиалов, но решают ли они вопрос квалифицированного, качественного образования?»

Таким образом, мы присутствуем при рождении в двухъядерной агломерации Самара-Тольятти мощного культурно-воспитательного центра, который сделает образовательные возможности городов-партнеров по крайней мере равными. Но с различной спецификой специализации.

Ждать осталось недолго. Как говорится, «все в руцех Божьих», но руководство Русской православной церкви, Приволжского федерального округа и региона полны решимости в 2015 году провести первый набор студентов.

На лицензирование в министерство образования РФ уже поданы следующие специальности: технология продукции и организация общественного питания; управление качеством; психология; экономика, менеджмент, управление персоналом; государственное и муниципальное управление; бизнес-информатика; социология; организация работы с молодежью; регионоведение России; политология; реклама и связь с общественностью; журналистика; педагогическое образование; филология; история; теология; дизайн.

Это информация к размышлению для тех семей, где уже сейчас начинают «кипеть дебаты» на тему: куда детям пойти учиться. У тольяттинских и не только тольяттинских абитуриентов начинается поход за знаниями. И путевка в жизнь. И перспективы через много лет рассказывать детям и внукам: «А мы были первыми в Поволжском православном институте!»

 

При подготовке статьи использованы материалы из сборника статей «Время собирать», автор — протоиерей Димитрий Лескин.

Сергей РЯЗАНОВ, газета «Волжская коммуна»

 

Поволжский православный институт
Категория: О нас пишут | Просмотров: 2053 | Добавил: admin | Теги: газета, пресса, Волжская комуна
Всего комментариев: 1
1  
angry angry angry angry heart heart heart

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]