Главная » 2019 » Май » 24 »
10:17
Как православные храмы преобразили целый город.

В начале 1980-х в полумиллионном Тольятти не было ни одного храма. Сегодня же благодаря церковным инициативам город становится одним из образовательных и культурных центров нашей страны.

Храмоборческие волнения в Екатеринбурге и выступления против возрождения православных святынь в ряде других городов России подняли ряд острых вопросов. В первую очередь политических: кто заказчик этих провокаций, кому они выгодны и, наконец, возможна ли организация на их основе полномасштабной «цветной революции»? И, конечно, важнейших социальных вопросов: неужели значительная часть наших соотечественников искренне убеждена в том, что храмы и монастыри ухудшают жизнь наших городов?

Конечно, при помощи искусной пропаганды (методичного вбрасывания негативных инфоповодов о Русской Церкви, её священноначалии, рядовых клириках и отдельных верующих) постепенно можно создать образ Церкви, крайне далёкий от истины. В ряду антицерковных штампов и пресловутые «толстопузые попы на мерседесах», и «храмы вместо детских садов/парков/скверов». Последний оказался наиболее эффективным. Всегда найдутся недовольные тем, что у них что-то «отняли». Пусть даже в самих этих скверах и парках они никогда и не бывали.

Развеять негативный образ храмостроительства несложно. За последние три десятилетия в России появились тысячи примеров, как возведение православных святынь по-настоящему преобразило городское пространство, причём не только эстетически, но и содержательно. Ведь зачастую храм — это не только молитвенное помещение, где один-два раза в неделю собираются от нескольких десятков до нескольких сотен верующих для соборной молитвы. Каждый храм — это в первую очередь приход, община, построенная по принципу «большая семья», в которой обязательно существует и совместная внебогослужебная жизнь.

 

Среди этих примеров один по-настоящему уникален. Это город Тольятти — без малого миллионный мегаполис, в последние советские десятилетия практически утративший свою историю. Когда-то, в 1737 году, он был основан Василием Татищевым (к слову, основателем того же Екатеринбурга) как волжский Ставрополь (в переводе с греческого — «Город Креста»). Это был православный миссионерский центр, возведённый для просвещения крещёных калмыков. Однако калмыцкая миссия оказалась неудачной, и очень быстро город превратился в захолустный уездный центр, а в первые советские десятилетия — небольшой райцентр.

В 1950-е годы волжский Ставрополь постигла судьба описанной Валентином Распутиным в повести «Прощание с Матёрой» деревни, попавшей в зону затопления при строительстве ГЭС. Так и маленький волжский городок оказался на дне водохранилища, но после возродился как промышленный гигант, вскоре получивший новое имя Тольятти (в честь умершего в советском Крыму итальянского коммуниста), а вместе с ним — широко известный автозавод. Очень быстро новый город стал полумиллионником, практически полностью лишённым корней. Так, в начале 1980-х годов во всём Тольятти не было ни одного действующего храма (и только один молельный дом был постоянно переполнен людьми, большинство из которых застали ещё дореволюционные годы).

 

В 1990-е ситуация в городе только ухудшилась. Именно в это время Тольятти пережил страшную волну криминальных разборок, став вместе с «бандитским Петербургом» трагичным символом «лихих 90-х». К этому времени в волжском Автограде уже появились первые два храма, однако для 700 тысяч населения это была капля в море. Но на рубеже столетий в Тольятти начался самый настоящий «храмовый бум».

 

Началось с того, что в 1997 году при «АвтоВАЗе» был возведён небольшой храм-часовня во имя Архистратига Божия Михаила. Поначалу это тоже воспринималось антицерковно настроенными кругами в штыки, были даже попытки поджечь новый храм. Но значительная часть автозаводцев (а вместе с членами их семей это несколько сотен тысяч человек) крайне позитивно отнеслась к этому событию.

 

И уже вскоре в Автозаводском районе Тольятти (разумеется, не без помощи «АвтоВАЗа») появились ещё два храма: величественный Спасо-Преображенский собор и возведённый при открывшейся в 1995 году тольяттинской Православной классической гимназии храм Всех святых, в Земле Российской просиявших. Тогда же в городе появился и Воскресенский мужской монастырь, широко известный своей чудотворной иконой великомученицы Варвары.

Но если бы это было простым строительством храмовых зданий для пусть даже нескольких десятков тысяч воцерковленных православных тольяттинцев, то этот пример едва ли стал бы показательным. Да, для начала, конечно же, изменился городской ландшафт: спальные районы, состоящие из типовых позднесоветских многоэтажек, украсили подлинные шедевры в неорусском архитектурном стиле. Но этого мало. Духовенство города по благословению архиепископа (на сегодняшний день — митрополита Самарского и Тольяттинского) Сергия активно включилось в образовательную и культурную жизнь города.

 

Уже упомянутая Православная классическая гимназия (очень близкая по задумке и реализации подмосковной Гимназии Святителя Василия Великого, о которой Царьград неоднократно рассказывал в своих материалах) трудами её основателя, протоиерея Димитрия Лескина стала началом серьёзных изменений в высшем образовании не только города, но и всей Самарской области. Тольятти, который на протяжении нескольких десятилетий был сугубо техногенным городом, превратился в один из ключевых центров российского теологического образования.

 

Именно здесь, на базе гимназии, был основан православный Гуманитарный колледж, а также Поволжский православный институт имени святителя Алексия, митрополита Московского. Конечно, немногочисленные недоброжелатели возмущались. У нас же Церковь отделена от государства! Зачем нам «православный институт»? Но, как справедливо отметил в интервью Царьграду сам отец Димитрий Лескин, теология всегда была царицей всех гуманитарных наук, но само православное образование не является сугубо церковным, клерикальным (для этого есть духовные семинарии):

«Главными направлениями подготовки в нашем институте являются педагогика, филология, история, а также ряд других гуманитарных и педагогических направлений. Теология у нас лицензирована и аккредитована, но в настоящее время мы набираем на это направление только как на второе высшее образование. И это делается сознательно. Для того чтобы в первую очередь могли получить теологическое образование те, кто уже имеет базовую гуманитарную подготовку.»

Как известно, во всех общеобразовательных школах в рамках курса «Основ религиозных культур и светской этики» сегодня существует дисциплина «Основы православной культуры». Получившие зачастую ещё советское образование педагоги с большим трудом осваивают преподавание этого курса. И именно Поволжский православный институт уже успел стать центром профессиональной подготовки специалистов в этой области не только для Тольятти и Самарской области, но и для всего Приволжского федерального округа.

Более того, если ещё совсем недавно в Тольятти практически не было полноценных гуманитарных библиотек (даже собрание центральной библиотеки этого города было крайне скудным), то именно при Поволжском православном институте появилась библиотека, по собранию книг по той же русской философии практически не имеющая равных. Но и это только научно-образовательные примеры. Не менее показательны примеры из культурной жизни: тольяттинские православные хоры активно участвуют и нередко побеждают во всероссийских и международных конкурсах.

Словом, в течение двух десятилетий, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране и непосредственно самом Тольятти (увы, «АвтоВАЗ» переживает не лучшие времена, да и уже давно является, мягко говоря, не совсем российским предприятием), городское гуманитарное пространство не просто изменилось, но по-настоящему преобразилось. Как преобразился уже упомянутый городской ландшафт, в связи с чем количество мест для отдыха горожан не только не уменьшилось, но и значительно увеличилось (при каждом храме есть дивные скверы, а при некоторых и детские площадки, о которых сегодня столь «пекутся» профессиональные храмоборцы).

 

Ну и, конечно, один из важнейших показателей возрождения общества — это способность и готовность его воспроизводить себя. Проще говоря, когда создаются новые семьи, рождаются дети. И если преображение Тольятти началось с храмов (в том числе при Православной гимназии и Православном институте), то его возрождение тоже начинается со святыни: относительно недавно при ЗАГСе Автозаводского района открылся Венчальный храм во имя святых Петра и Февронии, запись для венчаний в котором уже расписана надолго вперёд. И есть надежда, что это весьма благотворно повлияет на демографическую ситуацию в этом городе, который пессимисты поторопились назвать «российским Детройтом».

Автор: Тюренков Михаил, ТВ "Царьград" https://tsargrad.tv/articles/kak-pravoslavnye-hramy-preobrazili-celyj-gorod_199722

 

Поволжский православный институт
Категория: События | Просмотров: 70 | Добавил: pressa
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]