Главная » 2017 » Октябрь » 18 »
21:14
И ВНОВЬ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ ГУМАНИТАРИЕВ ОТКРЫВАЕТ СВОИ ДВЕРИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ШКОЛ Г.О. ТОЛЬЯТТИ

10 октября в Поволжском православном институте состоялось открытие осенней сессии Малой академии гуманитариев лекцией заведующего кафедрой русского языка и литературы к.фил.н., доц. О.Ю. Лысовой  на тему: «Ошибки, связанные с нарушением лексических норм». Данная тема выбрана лектором не случайно: она появилась в плане Малой академии в связи с тем, что в экзаменационную работу ЕГЭ по русскому языку  2018 года включено новое задание базового уровня (№20), проверяющее знание лексических норм современного русского литературного языка.

 

Вместе с О.Ю. Лысовой слушатели вспомнили о том, что лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов вречи. Лектор обратила внимание учащихся на то, что употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

 

Ольга Юрьевна подчеркнула, что, употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значениебыло реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово выражало наше отношение, то естьбыло выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того, употребление слов в речи определяется сферой их бытования иизменениями, происходящими в языке с течением времени.

 

По экзаменационным материалам предыдущих лет учащиеся уже знакомы с заданием, связанным с  лексическими нормами русского языка и  их нарушением при смешении паронимов (№5). Слушатели вместе с преподавателем вспомнили, что слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом исмысловом плане, что становится причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменятьдруг друга (иллюстрированный и иллюстративный. Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал).

 

В новом задании нарушение лексической нормы связано с многословием. Лектор обратила внимание слушателей на то, что в речи встречаются различные виды многословия, среди которых плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная мимика лица. (Мимика - это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица»). Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм.Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм. Некоторые плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат выставки (экспонат – «выставленный»). И тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку. (Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку). Тавтологичны некоторые неправильные грамматические формы: самый наилучший – самый хороший, лучший или наилучший; более красивее – более красивый, красивее. С этим видом ошибок учащиеся тоже знакомы по заданию №4.

 

В языке немало тавтологичных сочетаний, употребление которых неизбежно, поскольку в них используется терминологическая лексика. Например, словарь иностранных слов, бригадир первой бригады. Тавтологичными могут быть фразеологические обороты: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом. Очень много интересной информации получили слушатели на этой лекции.

 

А во второй части занятия они выполнили ряд практических заданий, направленных на формирование умения  квалифицировать разные виды лексических ошибок и редактировать предложения, в которых они встречаются.

 

Поволжский православный институт
Категория: События | Просмотров: 62 | Добавил: admin
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]