Ректор » 2018 » Январь » 16 »
20:00
ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТОЛЬЯТТИ
 
Духовный собеседник №5(91)
 
Протоиерей Димитрий Лескин,
доктор философских наук, кандидат богословия – ректор Поволжского православного института Святителя Алексия, митрополита Московского, директор Православной классической гимназии в г. Тольятти, профессор Общецерковной докторантуры и аспирантуры св. Кирилла и Мефодия Русской Православной Церкви, член Общественной палаты Российской Федерации.
 
Город Тольятти - Ставрополь-на-Волге - не имеет веками исчисляющейся традиции православного образования. Мы можем говорить о ней начиная с 90-х годов XX века. И, в первую очередь, нужно представить нашу систему непрерывного образования, потому что, собственно, с ее становлением и связано православное образование в Толь¬ятти.
Православная классическая гимназия, первое образовательное учебное заведение нашей системы, возникла в 1995 году по благословению нашего Владыки, тогда еще епископа Самарского и Сызранского Сергия. И для нас исключительно драгоценно, что фактически одним из первых деяний Вла¬дыки в Тольятти стало напутствие в самом начале нашего образовательно¬го учреждения. В настоящее время в гимназии обучается около 400 детей, начиная с дошкольного возраста и заканчивая одиннадцатым классом.
За эти годы гимназия получала и государственные аккредитации разных ступеней образования, и конфессиональное представление, являясь пока единственным аттестованным православным образовательным учреждением на территории нашей митрополии.
Православная классическая гимназия в самом своем названии содержит основную концепцию, которой мы придерживаемся, опираясь на традицию дореволюционных классических гимназий, - это православная система воспитания. Языковая составляющая в гимназии весьма высока — это, в первую очередь, современные языки (английский, немецкий, французский, итальянский). Более того, по итальянскому языку предлагается билингвальная программа, есть обменная программа с рядом городов и образовательных учреждений Италии, что дает детям возможность на со¬вершенно другом уровне изучать языки.
Помимо этого такие гуманитарные предметы, как литература, исто¬рия и география являются базовыми для нас. Разработаны свои авторские методики. Содержание образования выверено в соответствии с той традицией, которая была приоритетна для классической гимназии дореволю¬ционной России, то есть это исторический подход, знакомство с текстами, в том числе, по возможности, на языке оригинала.
Но главное, мы должны сказать, что никогда не замыкались только на образовании нескольких сотен своих детей. Гимназия уже с конца 90-х реально была тем центром православного просвещения, вокруг которого формировалось множество позитивных инициатив. Например, буквально с первых лет действует православный летний детский лагерь, который стал за эти годы межъепархиальным и одним из самых востребованных в содержательном плане. А в последние годы он трансформировался уже из просто детского лагеря в фестиваль «Благодатное лето. Жигули», состоящий из двух смен - фольклорная народная смена и смена классической академической музыки.
Сформировалось несколько хоров, и наш главный хор является лауреатом многих - и областных, и всероссийских, и международных конкурсов. Музыкальное образование у нас предоставляется всем желающим ученикам, а это больше половины, и дети по окончании могут получать соответствующее удостоверение, которое позволяет им продолжать образование в музыкальных училищах и консерваториях.
Из просветительских широкомасштабных направлений можно назвать наши богословско-просветительские двухгодичные курсы. Они действуют на протяжении уже 18 лет, и сотни людей получили соответствующее образование, которое позволяет им глубже познакомиться с основами православного вероучения.
Следующим образовательным учреждением, которое сформировалось пять лет назад, является колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин или просто Гуманитарный колледж им. святителя Алексия Московского. Для этого образовательного учреждения был разработан уникальный проект, уникальный юридический статус - это государственное образовательное учреждение (учредителем его является Правительство Самарской области), но при этом в рамках церковно-государственного партнерства мы можем реализовывать свою программу православного просвещения и духовно-нравственного воспитания. Соответственно, мы имеем широкую автономию как в содержании учебного плана, так и в воспитательной деятельности.
В колледже, единственном из всех колледжей Самарской области, введена общая форма. Дети имеют возможность не только изучать основы православного вероучения и православной культуры, но и, конечно же, введение в специальность предполагает, что все они подготовлены по предмету «Основы православной культуры и светской этики», могут впоследствии сами его вести, потому что большинство из них стало учителями начальных классов нашего колледжа. Вообще, сама воспитательная модель приближена к системе православной гимназии.
И наконец, третьим образовательным учреждением, венчающим нашу систему, является Поволжский Православный институт. До недавнего времени это была лишь наша мечта, но здесь я могу сказать о помощи многих и многих добрых людей - педагогов, чиновников, благотворителей.
Студенты Поволжского Православного института являются у нас самыми старшими по возрасту в очной форме обучения. В настоящее время есть уже третий курс. Сегодня в институте обучается в общей сложности около 280 студентов.
Главным событием прошедшего учебного года стала полученная нами государственная лицензия и государственная аккредитация по пяти направлениям: теология, отечественная и зарубежная филология, с дополнительным профилем «Журналистика», - мы решили, что это также необходимо. Приоритетным направлением является педагогика. В рамках педагогики мы реализуем более десяти различных образовательных программ, начиная с дошкольных педагогов и учителей начальных классов и заканчивая педагогами-предметниками, например, по предметам «Исто¬рия», «Информатика», «Информационные технологии», то есть не только гуманитарного направления. В прошлом году было открыто музыкальное направление, так как учителя музыки крайне востребованы у нас в регионе. Готовим и будущих преподавателей изобразительных искусств. Наши выпускники могут стать не просто педагогами, но и художниками, музы¬кантами, вокалистами или инструменталистами.
Совместно с Самарским государственным техническим университетом мы реализуем неожиданную, на первый взгляд, программу - это си¬стема организации общественного питания, то есть инженеры-технологи в системе питания. СамГТУ нам активно предоставляет как преподавателей, так и материально-техническую базу. Очень популярен так называемый студенческий обмен. И поскольку эта, пока еще единственная инженерная специальность, реализуемая в Православном институте, оказалась очень востребованной городом Тольятти, думаю, что подобное сотрудничество будет еще расширяться.
И еще одно направление, тоже связанное со спецификой нашего города, - это экономика, но не базовая, которой в избытке, а именно промышленная экономика. Вот то, что мы хотели бы отметить как свой вклад в развитие нашего города.
Но все же базовой направленностью института является педагогика и филология. Три четверти студентов у нас обучается именно по этим направлениям.
Каждое из упомянутых образовательных учреждений имеет свое здание. Наша задача в течение трех-четырех лет достигнуть контингента в количестве 1000 человек по всем формам образования.
Все эти учреждения в совокупности представляют собой единую систему непрерывного образования, что позволяет получить определенный эффект, когда, переходя на следующую ступень, дети привносят с собой те традиции, которые восприняли ранее.
Несомненно, все эти инициативы еще больше смогут развиваться в связи с получением кафедрального статуса городом Тольятти (Ставрополем-на-Волге). Наш владыка Сергий, митрополит Самарский и Тольяттинский, самым внимательным образом относится к вопросам образования. Не было месяца, чтобы он не принял какое-то решение, не сообщил какой-то новый импульс нашей образовательной системе. Гимназический храм в честь Всех Святых, в земле Русской просиявших и институтский храм Трех Святителей являются Архиерейскими подворьями, что подчеркивает особое внимание Владыки к этому направлению. И думаю, что сейчас, в силу того, что проект носит всероссийский характер, абсолютно закономерно, что сопредседатель Наблюдательного совета митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий получил такой статус.
 
Лескин Д.Ю., прот. Православное образование в Тольятти.// Духовный собеседник №5(91).- Самара: Самарская Епархия Русской Православной Церкви, 2017. – С. 8-11.
Категория: Статьи | Просмотров: 23 | Добавил: pressa
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]