Ректор » 2018 » Декабрь » 20 »
15:15
Историко-культурный стандарт как база формирования единого культурно-исторического пространства в России

Историко-культурный стандарт как база формирования единого культурно-исторического пространства в России

 

30 ноября 2018г., Тольятти, Поволжский православный институт Святителя Алексия Московского

 

В настоящее время необходимость культурно-исторического стандарта для системы образования, да и всего российского общества, совершенно очевидна. Увы, мы остаемся страной с расколотым прошлым, у нас нет консенсуса по базовым историческим событиям, ключевым моментом и персоналиям. Дискуссия последних месяцев вокруг личностей последнего российского императора Николая II тому наиболее яркий, но далеко не единственный пример. Вновь с пеной у рта отстаиваются точки зрения о слабохарактерности, неспособности сохранить великое государство этого исторического деятеля. Для многих государей, по-прежнему пьяница и Николай кровавый, несмотря на почитание его Церковью как святого.

Так происходит и по отношению ко множеству других исторических фактов и личностей. 100 лет прошло с момента революции. Появились ли к этой юбилейной дате фундаментальные исследования объединяющие общество? Состоялись ли крупные события в области культуры, заметные в границах страны, которые позволили нам сплотиться и осмыслить сообща этот страшный урок истории? Высказалась ли четко власть по этому самому важному событию XX века? Нет, этого не произошло. Почему? По очевидной причине, о которой уже сказано: мы до сих пор остаемся не консолидированным обществом с расколотым прошлым. Солидарного ответа до сих пор нет.

Однако если ты хочешь правильно идти, то должен знать - откуда ты идешь. А если у нас нет этого понимания, происходит эквилибристика историческими понятиями, фактами, цифрами, каждый готов отстаивать свою правоту и далеко переходить за границы компетентной и взаимоуважительной дискуссии. И особенно тревожно и даже катастрофично, когда это мозаичность, безоценочность и, в конце концов, безответственность входят в пространство школы, массового изучения истории. И, вот уже несколько десятилетий вращается в нашей образовательной среде до двухсот учебников по истории с взаимоисключающими суждениями, а иногда и противоречащих сами себе.

В 90-е годы, когда большая история вновь вернулась в жизнь России, был провозглашен принцип равноудаленности и «объективности» в изучении истории отечества. Ценностное, воспитательное измерение истории оказалось отвергнутым. Однако в любом здоровом обществе школьный предмет всегда имеет особую мировоззренческую ценность. Он, в том числе, проводник государственно-патриотической политики в области образования. Вне обращения к вдохновляющим и учащим правильному духовному и нравственному выбору историческим примерам изучение этого предмета в школе теряет смысл. Историко-культурный стандарт и является ответом на многочисленные вызовы с которыми столкнулась Россия и российское образование сегодня.

Оправдана озабоченность российского государства в появлении такого стандарта. Позволю себе процитировать слова Президента России В.В. Путина. «В одном не сомневаюсь точно: голос России в мире будущего будет звучать достойно и уверенно. Это предопределено и нашей традицией, и нашей внутренней духовной культурой, самосознанием и, наконец, самой историей нашей страны как самобытной цивилизации, уникальной, но не претендующей самоуверенно и хамовато на свою исключительность».

История России – это история страны, сформировавшая самобытную культуру и цивилизацию. Россия обладает великой историей, с огромным, духовно-нравственным и воспитательным, потенциалом. Школьный курс истории и призван помочь формирующемуся человеку осознать себя наследником этого огромного богатства. Совершенно очевидно, что в цивилизационной идентичности лежит глубинная потребность духовной солидарности с ушедшими и будущими поколениями, чувство личной сопричастности к судьбе Родины, что наполняет жизнь новым смыслом. Расширяются не только жизненные горизонты отдельного человека, но и исторические горизонты великих наций и малых народов за границы узко национальных интересов и конкретной эпохи. Замалчивание же цивилизационного своеобразия игнорирование нравственной составляющей истории размывает традиционные ценности, препятствует их системному усвоению. Вновь подчеркнем, фундамент исторического образования, должен быть направлен на сохранение высшего сакрального высшего бытия и ценности освещенных многовековым опытом традиции.

Нам могут возразить: мы это все проходили, уже была тотальная идеологизация истории, которая не гнушалась откровенными искажениями и подлогами ради поставленной цели. Вспомним слова отца советской историографии академика М.Н. Покровского: «История – это политика, опрокинутая в прошлое». Речь однако идет совершенно о другом.

Обращаюсь к произведению другого отца – отца подлинной российской историографии - «Записке о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» (1811) Н. М. Карамзина. Здесь великий писатель говорит, в том числе, о базовых принципах работы российского историка: «Личность каждого тесно связана с Отечеством: любим его, ибо любим себя. Пусть греки, римляне пленяют воображение; они принадлежат к семейству рода человеческого, и нам не чужие по своим добродетелям и слабостям, славе и бедствиям; но имя русское имеет для нас особенную прелесть: сердце мое еще сильнее бьется за Пожарского, нежели за Фемистокла или Сцепиона… Любовь к отечеству дает кисти историка жар, силу, прелесть. Где нет любви, нет и души». Но, с другой стороны, историк должен творить из того материала, который у него есть. Он не может произвести «золота из меди, но должен очистить и медь; должен знать всего цену и свойство; открывать великое, где оно таится, и малому не давать прав великого». История не роман и мир не сад, где все должно быть приятно. Она изображает действительный мир, а историк должен быть честен. Он не имеет права искажать историю, лгать, осквернять ее в угоду политике или идеологии, прячась от тех серьезнейших вызовов, которая совсем не только в прошлом, но и сегодня бьют в набат, ставя человека перед выбором и уча отвечать за прошлое, настоящее и будущее.

Уверен, многим близки слова В.О. Ключевского: «история – не учительница (magistra vitae), а надзирательница: она ничему не учит, но только наказывает за незнание уроков». Сегодня мы должны помнить об этом как никогда.

Необходимость единого и непротиворечивого учебно-методического комплекса по истории обусловлена еще и многими современными геополитическими вызовами, в том числе, активным переосмыслением своей истории новыми суверенными государствами, возникшими на постсоветском пространстве. Образ России в учебниках Прибалтики, Украины, Казахстана существенно и целенаправленно искажается, роль и место в мировом пространстве российской цивилизации девальвируется. Если бы мы внимательно относились к тому, что писалось на протяжении десятилетий в украинских учебниках по истории! Не только в постсоветский, но и в советский период со времен печально знаменитого М.С. Грушевского. Уже в первые годы советской власти Украина формировалась как не Россия, некая альтернатива «великоросскому шовинизму», главному жупелу советской национальной политики. Идеологии украинства, коренизации и пр. не одно и не два десятилетия. Всем известно как начиная с 1990-х годов «наши западные партнеры» вкладывали значительные ресурсы в систему украинского образования, финансировали издание учебных пособий проводили обучающие семинары и мастер-классы, активно привлекали молодежь. При своей значительности эти средства были неизмеримо меньше, чем те, которые Россия вкладывала в экономику и поддержку правящего режима этой страны. Тем не менее, плачевный результат наших межгосударственных отношений известен всем. На десятилетия вперед заложена эта страшная язва не просто в отношениях двух братских этносов, но в связях двух частей единого исторически расколотого народа. Этот пример, в котором манипуляции с историей занимали одно из центральных мест, и нас должен заставить сильно задуматься.

Как показывают статистические исследования, большинство родителей учащихся согласны с тем, что история – это базовый предмет. И возвращение ей подобающего места в системе отечественного образования давно назрело. Полноценное, системное, объединяющее историческое образование с максимальным использованием воспитательных возможностей предмета – то, в чем мы остро нуждаемся для обеспечения культурно-исторического преемства и усвоения своей цивилизационной идентичности.

Россия - это страна, обладающая колоссальным наследием, но сохранять и преумножать его кроме нас некому. А наследники великой цивилизации должны быть ее достойны.

 

 

Категория: Статьи | Просмотров: 30 | Добавил: pressa
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]