Ректор » 2017 » Декабрь » 21 »
17:27
ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ САМАРСКОГО РЕГИОНА

 

Протоиерей Димитрий Лескин,

доктор философских наук, кандидат богословия – ректор Поволжского православного института Святителя Алексия, митрополита Московского, директор Православной классической гимназии в г. Тольятти, профессор Общецерковной докторантуры и аспирантуры св. Кирилла и Мефодия Русской Православной Церкви, член Общественной палаты Российской Федерации.

 

 

 

 

Автор раскрывает особенности сложившейся в Самарском регионе системы непрерывного теологического и гуманитарного образования, которая динамично формировалась, начиная с 1990-х годов. Включенная в целостный процесс возрождения православного образования в современной России, система отражает закономерность его развития, внося значительный вклад в его становление и являясь успешным опытом церковно-государственного взаимодействия.

Ключевые слова: православное образование, теологическое образование, теология, гуманитарное образование, церковно-государственное партнерство, кафедра теологии, Православная классическая гимназия, Колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин, Поволжский православный институт.

 

В настоящее время можно говорить о том, что в России последовательно складывается система православного образования и воспитания, которая реализуется во многих учебных заведениях в самых разнообразных формах. В настоящее время действует около 140 православных общеобразовательных учреждений (школы, лицеи, гимназии), 36 духовных семинарий, в том числе более 10, реализующих магистерскую программу, две православные духовные академии, три православных университета и института, общецерковная докторантура и аспирантура. Практически все средние общеобразовательные организации и многие православные высшие учебные заведения имеют государственную аккредитацию. С 2012 года во всех школах страны в качестве федерального компонента в 4-5 классах ведется предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В ряде регионов этот эксперимент распространен и на другие классы.

Нельзя не согласиться с утверждением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, что в образовательной области «проделана масштабная системная работа церковных структур самого различного уровня. Выработался достаточно слаженный механизм взаимодействия, благодаря которому успешный опыт отдельных епархий постепенно распространяется и усваивается всей Церковью. Это реальный, ощутимый результат серьезной и кропотливой общецерковной работы на протяжении последних лет»[1].

Значительные результаты достигнуты и в области взаимодействия с высшими учебными заведениями. В сентябре 2015 года появился паспорт научной специальности «Теология», начал свою работу Экспертный совет ВАК по теологии. Теология постепенно заняла свое место в системе гуманитарных наук, преподаваемых и в светских вузах России. Юридически закреплена и фактически действует система вузовского теологического образования, включающая в себя все соответствующие уровни: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, дополнительные образовательные программы. Православная теология преподается в 42 вузах (в том числе 36 государственных) в 33 городах. В 15 вузах реализуется специалитет, в 35 вузах бакалаврская, в 14 вузах магистерская программы. В 6 вузах открыты программы профессиональной переподготовки (1-4 года), в 7 вузах курсы повышения квалификации, в 9 вузах теология преподается в рамках курсов по выбору.

Под эгидой ВАК создан первый в истории России Объединенный диссертационный совет по специальности «Теология», а 1 июня 2017 года состоялась первая в современной российской истории защита диссертации на соискание ученой степени кандидата теологии. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Волоколамский Иларион справедливо заметил, что «к настоящему моменту совместными усилиями представителей традиционных конфессий и академического сообщества, при активном участии государственной власти, возведен каркас системы подготовки кадров по специальности «Теология». Важнейший этап становления отрасли завершен»[2].

Таким образом можно констатировать, что современный опыт реализации православного образования охватывает все уровни отечественной школы: от дошкольного до подготовки кадров высшей квалификации.

Значительный вклад в становление системы российского православного образования внес и Самарский регион, в котором накоплен большой опыт церковно-государственного взаимодействия в этой сфере.

На протяжении многих лет Самарская и Сызранская митрополия подписывает соглашения о сотрудничестве с Министерством образования и науки Самарской области, администрациями городов региона, в том числе с мэрией г.о. Тольятти в области духовно-нравственного образования и воспитания. В рамках этих соглашений реализуется множество инициатив: проводятся конференции, форумы, православные слеты молодежи, организуются детские православные лагеря, издаются книги и журналы, организуются курсы повышения квалификации педагогов по основам православной культуры и ОРКСЭ и др. Можно считать, что в регионе в последние годы сложилась целостная модель непрерывного православного образования и воспитания. Кратко охарактеризуем этапы ее становления.

В 1994 году состоялось открытие Самарского епархиального духовного училища, которое со временем было преобразовано в семинарию, что стало фактически первым делом прибывшего на Самарскую кафедру епископа (ныне митрополита) Сергия.

В 1995 году по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия была создана Православная классическая гимназия в г.о. Тольятти. Гимназия осуществляет подготовку по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования. В настоящее время гимназия представляет собой крупный духовно-образовательный центр регионального значения, в рамках которого действует православный просветительский центр «Китеж», паломническая служба, музей русской культуры, летний детский православный лагерь, телестудия, Центр дополнительного образования. Православная гимназия Тольятти заложила духовно-нравственные основы и сформировала ресурсную базу для создания всей системы непрерывного теологического и гуманитарного образования, которая сложилась со временем в городе.

В 2003 году на базе Самарского государственного университета путей сообщения была организована межвузовская кафедра теологии и истории религий. Ее учредителями выступают 14 ведущих вузов области. Обучение на кафедре ведется по таким учебным курсам, как Религии мира, История Русской Православной Церкви, Христианская антропология, Культурно-религиозное наследие России, Социальная концепция Русской Православной Церкви и др. Различными формами учебной и внеучебной деятельности в рамках кафедры охвачено свыше 4 тысяч студентов.

В 2008 году при прямой поддержке Правительства Самарской области состоялось открытие Детского епархиального центра дополнительного образования. В настоящее время центр включает в себя 70 филиалов по всей Самарской области, на базе которых занимаются более 12 тысяч детей.

В 2010 году постановлением Правительства Самарской области в Тольятти был создан Колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин. В 2011 году ему присвоено имя выдающего церковного и государственного деятеля, покровителя Самарского региона – Святителя Алексия, митрополита Московского.

Предметом деятельности колледжа является подготовка специалистов среднего профессионального образования социально-гуманитарного, педагогического образования, образования в сфере культуры, ориентированных на воспитание глубоко-нравственной личности, способной адаптироваться к современным социокультурным условиям. В колледже имеется широкий спектр специальностей: «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании», «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование», «Педагогика дополнительного образования», «Право и организация социального обеспечения», «Социальная работа», «Социально-культурная деятельность», «Туризм», «Программирование в компьютерных системах», «Информационные системы», «Графический дизайн», «Музыкальное образование», «Технология продукции общественного питания», «Дизайн», «Живопись», «Парикмахерское искусство». Свыше 200 выпускников колледжа уже трудятся в педагогической и гуманитарной сферах Самарского региона. В 2017 году в нем обучается около 470 человек.

Ключевым для становления системы православного образования в регионе стало создание по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2014 году Поволжского православного института имени Святителя Алексия, митрополита Московского в г. Тольятти. Строительство институтского комплекса ведется в центре города Тольятти при поддержке Правительства Самарской области, ПАО «АВТОВАЗ», других организаций. Здание вуза, выполненное в неорусском стиле, уже стало одним из главных украшений города. Институт имеет государственную лицензию и аккредитацию по следующим специальностям: «Теология» (профиль «Культура православия»), «Педагогическое образование» (профили «Начальное образование», «Дошкольное образование», «Историческое образование», «Изобразительное искусство», «Информатика и информационные технологии», «Музыкальное образование», «Экономическое образование»), «Отечественная филология», «Зарубежная филология», «Технология продукции и организация общественного питания» (профиль «Технология продукции и организация ресторанного бизнеса»), «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций»).

В 2017 году состоится первый выпуск его студентов.

Скажем несколько слов о стратегических приоритетах, легших в основу концепции нашего вуза.

Миссия Поволжского православного института имени Святителя Алексия, митрополита Московского базируется на признании России в качестве суверенной цивилизации, имеющей своим духовным стержнем православную традицию, которая образует фундаментальное измерение все-русской культуры. Православие выполняет миссию поддержания российской культурной и национальной идентичности, являясь единственным историческим общенациональным институтом, имеющим непрерывное преемство более чем за тысячу лет. Этой цивилизации характерно глубокое уважение ко всем культурным системам и религиозным традициям, с которыми она вступает во всесторонний социальный диалог, не подавляя и не конфронтируя с ними.

Институт призван воспитывать носителей самобытного отечественного культурного типа, граждан России, укорененных в ее духовных традициях, истории, аксиологии, людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить.

Поволжский православный институт как центр формирования просвещенной, нравственной личности видит свою цель в образовании и воспитании здоровой национально ориентированной элиты, самодостаточной, ответственной, эффективной, патриотически мыслящей, открытой миру, заинтересованной в реальном воспроизводстве духовных, интеллектуальных, культурных, экономических ценностей.

Институт призван воссоздать качественно новый для Приволжского федерального округа тип образовательной, воспитательной и культурной среды, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях.

Бережное отношение к отечественным традициям высшей школы предполагает недопустимость переориентации образования с системного (стратегическое преимущество старой русской школы) на мозаичное, не позволяющее получать целостное видение мира. Педагогика понимается в этой системе как искусство интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания, обеспечивающее передачу растущим поколениям знаний и опыта, накопленных человечеством за тысячелетнюю историю.

Система организации образовательно-воспитательного процесса в институте принципиально не приемлет идеологизации обучения, базируясь на принципе фундаментального выстраивания национально-культурной идентичности, опоры на собственную духовно-историческую почву при компетентной включенности в глобальное мировое пространство.

Основными задачами Поволжского православного института видятся:

  • Подготовка высокопрофессиональных специалистов образования и гуманитарной сферы, способных видеть Человека как уникальную целостность, знающих Законы развития человека в различных сферах науки, техники, искусства, общественной жизни, труда, умеющих создавать условия для раскрытия человеческого потенциала, понимающих и умеющих вести диалог с представителями различных социальных групп, национальностей, конфессий, культур.
  • Обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам быть конкурентоспособными на современном рынке труда.
  • Развитие гражданской активности и творческой инициативы преподавателей и обучающихся.
  • Создание оптимальных условий для воспитания личности, чья социальная активность формируется на основе фундаментальных знаний, социальной ответственности, нравственности и преемственности.
  • Формирование на базе института совместно с федеральными, региональными органами власти, вузовским сообществом, другими социальными партнёрами площадки старт-ап проектов в области создания и реализации программ патриотического и духовно-нравственного образования и воспитания молодёжи.

Направления работы Поволжского православного института – это фундаментальное образование, выбор социально значимой профессии, информационно-коммуникационные технологии в обучении, индивидуальные образовательные траектории, формирование культуры здорового образа жизни, возможность стажировки в ведущих российских и международных университетах на площадках стратегических партнёров, академическое партнерство с ведущими вузами региона, социальное партнерство с Русской Православной Церковью, научная и исследовательская работа в области гуманитарных наук, широкая издательская деятельность, духовно-просветительский и культурный центр региона.

Важнейший приоритет института – стремление к воспитанию свободно и широко мыслящей творческой личности, приобщенной к тысячелетней христианской традиции, способной к самостоятельным профессиональным и мировоззренческим решениям, готовой трудиться во благо России.

В связи с поставленными задачами, институт стремиться осуществлять разностороннюю консолидирующую деятельность в образовательном и культурном пространстве города и региона. Так, с 2015 года он является научно-методическим центром Ассоциации школ Самарской области, участвующих в региональном эксперименте по внедрению предмета «Основы православной культуры» со 2 по 7 класс. Институт курирует создание в регионе системы казачьего образования и воспитания (казачьи классы и школы).

Культурно-просветительские и образовательные проекты, реализуемые институтом, формируют особое пространство, открытое для всех заинтересованных горожан. К ним относятся:

  • Филармония Поволжского православного института (при поддержке ПАО «АВТОВАЗ»), цель которой приобщение молодежи к лучшим отечественным и мировым культурным образцам, пропаганда мировой музыкальной классики и народного искусства, создание условий для поддержки самореализации молодых дарований.
  • Музейно-выставочный центр (в сотрудничестве с Русским музеем Санк-Петербурга), стремящийся реализовать инновационную модель непрерывного художественно-эстетического образования и духовно-культурного просвещения средствами визуальных искусств и мультимедийных технологий.
  • Межвузовский ресурсный центр по работе с одаренными детьми (совместно с Самарским национальным исследовательским университетом имени академика С.П. Королева).
  • Мультимедийный информационный центр и смарт-лаборатория, позволяющая студентам и преподавателям освоить современные мультимедийные образовательные технологии и получить навыки информационной научной деятельности, инженерного проектирования, конструирования и программирования.

По нашему мнению, действующая в Тольятти система непрерывного православно-ориентированного образования и воспитания способна создать условия для формирования просвещенного поколения граждан России, обладающих исторической памятью, национальным мировоззрением, высоким духовно-нравственным потенциалом и культурой, способных к созидательной творческой деятельности.

 

Источники и литература

 

  1. Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании Первой Всероссийской конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве», 14 июня 2017 г., Москва.
  2. Религиозное образование в России и Европе в конце XIХ – начале ХХ в. / Под ред. Е. Токаревой, М. Инглота. – СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2016. – 304 с.
  3. Святейший Патриарх Кирилл. Религиозное образование стало качественнее//«Православное образование». - № 1. - 2015 г.
  4. Таланкина М. В. Конфессиональная теология в сегодняшней России: PRO et CONTRA // Сборник материалов VII Международного конгресса: «Мир через языки, образование, культуру». Пятигорск, 14-18 октября 2013 г. C. 151-157.
  5. Таланкина М. В. Церковь в пространстве высшей школы современной России // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Формы и перспективы развития теологического образования в государственных и религиозных вузах». Пятигорск, 11-12 апреля 2013 г. С. 204-210.

 

 

[1]Святейший Патриарх Кирилл. Религиозное образование стало качественнее//«Православное образование». - № 1. - 2015 г.

 

[2]Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании Первой Всероссийской конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве», 14 июня 2017 г., Москва

 

 

Категория: Статьи | Просмотров: 40 | Добавил: pressa
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]